logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

4.5. Расчет подшипников

Подбор подшипников коробки передач проводит­ся с учетом их работоспособности. С этой целью рассчитывают коэффициент работоспособности, который учитывает нагрузки подшипника, его частоту вращения и долговечность.

Коэффициент работоспособности подшипника определяют по формуле:

, (4.26)

где –эквивалентная нагрузка; –частота вращения под­шипника; –долговечность подшипника.

Для радиальных и радиально-упорных подшипников эквива­лентную нагрузку рассчитывают по формуле:

, (4.27)

где –радиальная нагрузка на подшипник; – осевая нагрузка на подшипник; m – коэффициент приведения нагрузок; –коэффициент безопасности; – кинематический ко­эффициент.

Радиальные и осевые силы, действующие на подшипник на каждой передаче, представляют собой реакции опор валов короб­ки передач и рассчитываются по формулам для этих сил. Однако в формулах вместо максимального крутящего момента двига­теля необходимо принимать расчетный момент:

, (4.28)

где – коэффициент использования крутящего момента.

Коэффициент использования крутящего момента зависит от удельной мощности автомобиля и может быть определен по эм­пирической формуле:

, (4.29)

где –удельная мощность.

Частоту вращения подшипника рассчитывают по формуле:

, (4.30)

где –средняя техническая скорость автомобиля.

Долговечность подшипника определяют по формуле:

. (4.31)

где S – пробег автомобиля до капитального ремонта.

После определения коэффициента работоспособности подшип­ников коробки передач их выбирают по каталогу.