12.1. Назначение. Классификация. Требования
Движителем называется устройство, осуществляющее взаимодействие транспортного средства с опорной поверхностью. Для автомобилей наиболее широкое применение получил колесный движитель – колеса.
Назначение колес:
создание на опорной поверхности внешних реактивных продольных сил, вызывающих движение или остановку движущегося автомобиля;
создание на опорной поверхности дороги внешних реактивных боковых сил, заставляющих автомобиль двигаться по криволинейной траектории;
передача на опорную поверхность силу тяжести автомобиля;
уменьшение динамических нагрузок, возникающих при переезде через неровности опорной поверхности.
В соответствии с выполняемыми функциями колеса могут быть разделены на ведущие, управляемые, поддерживающие и ведущие управляемые (комбинированные).
Колеса состоят из следующих основных частей: шины, обода, соединительного элемента с деталями крепления, ступицы и подшипников. Соединительным элементом может быть диск, неразборно присоединенный к ободу (дисковое колесо) или спицы, представляющие собой часть ступицы (бездисковое или спицевое колесо).
Основные требования к колесам:
полное соответствие применяемой шине по размерам, жесткости и конструкции обода;
надежное крепление к ступице, обеспечивающее легкость монтажа и демонтажа колеса;
высокие прочность, долговечность и коррозионная стойкость;
минимальные биение и дисбаланс;
общие требования.
Основным элементом колеса является шина. Классификация шин производится по следующим основным параметрам:
Основные требования к шинам:
хорошее сцепление с дорогой;
малое сопротивление качению;
соответствие упругих свойств параметрам автомобиля и условиям движения;
низкий уровень шума при движении автомобиля;
высокие прочность и долговечность;
малое давление на грунт (для автомобилей повышенной и высокой проходимости);
общие требования.
Хорошее сцепление с дорогой обеспечивается в основном подбором состава резины в шине, оптимальным для данных условий эксплуатации рисунком протектора, поддержанием требуемого давления в шине. Однако увеличение коэффициента сцепления шины с дорогой за счет изменения состава резины в некоторых случаях может привести к значительному сокращению срока службы шины из-за ее быстрого износа.
Малое сопротивление качению обеспечивается в основном теми же мероприятиями, что и хорошее сцепление с дорогой, но уменьшение сопротивления качению может в некоторых случаях сопровождаться уменьшением коэффициента сцепления шины с дорогой.
Высокие прочность и долговечность включают в себя и требования безопасности, а именно:
исключение разрыва шины от повышения давления свыше заданного – обеспечивается в основном конструкцией каркаса шины;
исключение разрыва шины от центробежных сил, возникающих при высоких скоростях движения – обеспечивается в основном конструкцией каркаса шины; при этом на шинах проставляется маркировка, соответствующая максимальной скорости, при которой может применяться данная шина;
надежность герметичного и прочного прилегания бортов шины к бортам обода – обеспечивается в основном высоким качеством изготовления обода и отсутствием на нем дефектов, возникающих в процессе эксплуатации;
замедление или предотвращение резкого падения давления при проколе шины – обеспечивается применением бескамерных шин, т.к. герметизирующий слой заполняет прокол.
Малое давление на грунт обеспечивается увеличением поверхности контакта за счет увеличения ширины, диаметра шины и снижения в ней давления. Последнее наиболее эффективно и применяется в виде системы регулирования давления в шинах.
Значение перечисленных требований не одинаково для автомобилей различного типа и назначения. Это объясняет большое разнообразие в конструкции и пропорциях существующих шин.
Автомобильные шины выпускаются в России в соответствии со стандартами, в которых приведены основные параметры автомобильных шин, в том числе максимальная допустимая нагрузка и давление, соответствующее этой нагрузке, а также максимальная допустимая скорость автомобиля с этими шинами. По указанной причине при проектировании задача конструктора ограничивается выбором параметров колес, отвечающих требованиям технического задания и компоновки автомобиля.
Тип шин при проектировании машины определяют исходя из условий эксплуатации и нагрузок, приходящихся на колесо. Нагрузки на колесо обусловлены техническим заданием на проектирование, где указывают общую массу машины, число осей, распределение массы по осям.
Необходимый диаметр обода колеса определяют ориентировочно, исходя из компоновочных и конструктивных соображений (в зависимости от наличия в колесе бортовой передачи, размеров тормозного барабана, необходимого пространства для установки вентилирующего устройства и создания условий для охлаждения и вентиляции тормозного механизма). Размер обода колеса уточняют, принимая во внимание действующий ГОСТ.
По размеру обода колеса определяют профиль шины. Выбранные размеры шин должны удовлетворять требованиям в отношении критической скорости, температуры нагрева, упругих характеристик и грузоподъемности.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература