logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

1.3.4. Рабочая документация

Этапы разработки рабочей доку­ментации зависят от ее назначения. Ра­бочая документация может быть раз­работана для опытного образца (опыт­ных партий), установочных серий и, наконец, для изделия установившегося серийного или массового производства. На каждом этапе предусматривается корректировка конструкторских доку­ментов по результатам соответствую­щих испытаний.

Основные требования к рабочей конструкторской документации уста­новлены ОСТ 37.001.508-73. Для из­готовления опытного образца (опыт­ной партии) ее разрабатывают в соответствии с утвержденным техни­ческим заданием и техническим про­ектом.

В рабочую документацию в качест­ве обязательных документов должны входить чертежи деталей, сборочные чертежи и спецификации. В зависи­мости от характера, назначения или условий производства разрабатывают габаритные и монтажные чертежи, схемы, ведомости спецификаций, ссы­лочных документов, изделий, постав­ляемых смежными предприятиями, и др. Кроме того, в состав этой доку­ментации должны входить программы и методики испытаний, расчеты, па­тентный формуляр, карта технического уровня и качества продукции.

При рабочем проектировании со­ставляется проект инструкции (руко­водства) по эксплуатации автомобиля.

Поскольку на предыдущих стадиях проектирования (техническом задании и особенно техническом проекте) были выбраны принципы действия и кон­структивные схемы проектируемых агрегатов, их габариты и важнейшие размеры (например, межцентровые расстояния и присоединительные раз­меры), на стадии разработки рабочей документации перед конструктором стоит наиболее сложная и ответствен­ная задача: обеспечить работоспособ­ность и надежность проектируемого изделия в пределах установленных ограничений. При этом разработанная деталь должна быть технологичной, иметь минимальные массу и стоимость. Как правило, эта задача решается в результате творческой работы кон­структора и коллектива, которому поручена разработка изделия. Не всегда удается полностью осущест­вить замысел конструктора. Иногда найденное решение является компро­миссным. Важно, чтобы при этом не был нанесен ущерб надежности из­делия.

Рабочее проектирование начинает­ся с изучения всех источников, в ко­торых отражены достижения отечест­венного и передового зарубежного автомобилестроения. Следует тща­тельно изучить не только принципи­альные схемы разрабатываемого изде­лия, но и элементы конструктивного решения отдельных деталей: материа­лы, из которых они изготовляются; чистоту сопрягаемых поверхностей и посадку наиболее ответственных соеди­нений; виды термической обработки; требования к геометрической форме детали.

Технологическое проектирование проводится параллельно с конструк­торскими работами.

Корректировка конструкторской документации по результатам испы­таний – ответственный этап перед сдачей изделия в серийное производ­ство. Важно, чтобы все замечания, от­казы или неисправности, отмеченные при испытаниях, нашли отражение в скорректированной документации, по­скольку этот этап работы завершает весь комплекс конструкторско-экспериментальных и исследовательских ра­бот коллектива, создающего новое из­делие.

Неотъемлемой частью рабочей кон­структорской документации изделия являются технические условия (ТУ).