logo
ISGOTT_Rus

18.6 Измерение низких концентраций токсичных газов

Наиболее удобным и подходящим оборудованием для замеров очень низких концентраций токсичных газов на борту танкеров являются химические индикаторные трубки.

Они состоят из стеклянных запаянных трубок, содержащих специальный наполнитель, который реагирует с определенным газом и дает визуально определяемое показание концентрации этого газа. Для использования данного устройства разбиваются запайки с каждого конца стеклянной трубки, последняя вставляется в гофрированный ручной насос с фиксированным объемом расширения, и в нее всасывается установленный объем газовой смеси со скоростью, зависящей от скорости расширения мехов. В трубке происходит изменение цвета, а протяженность участка с изменившимся цветом, являющаяся мерой концентрации газа, считывается со шкалы на трубке. В некоторых модификациях таких приборов вместо гофрированного насоса используется ручной нагнетательный шприц.

Важно, чтобы все компоненты, используемые для какого-либо измерения, поставлялись одним и тем же изготовителем. Не разрешается использовать трубку от одного изготовителя, а ручной насос от другого. Важно также эксплуатировать прибор в строгом соответствии с инструкциями изготовителя.

Так как результаты измерения зависят от фиксированного объема газа, проходящего через стеклянную трубку, то при использовании дополнительного шланга его следует помещать между стеклянной трубкой и ручным насосом.

Трубки разработаны и предназначены для измерения концентраций газа в воздухе. Поэтому результаты измерений, проводимых в вентилируемом танке при подготовке для входа в него, следует считать надежными.

При некоторых обстоятельствах могут быть допущены ошибки, если в одно и то же время присутствуют несколько видов газов, так как присутствие одного газа может повлиять на результаты измерения содержания другого. В этом случае следует обратиться за консультацией к изготовителю.

Изготовители обязаны гарантировать, что точность замеров, проводимых при помощи трубки любого типа, будет соответствовать установленным национальным стандартам. По этому поводу операторам танкера следует проконсультироваться с контрольными компетентными органами государства, под флагом которого плавает судно.