logo search
ISGOTT_Rus

8.1 Рассмотрение факторов, влияющих на остойчивость

Нефтяные танкеры с одинарным корпусом при всех условиях загрузки и балластировки обычно имеют такую большую метацентрическую высоту, что их можно считать заведомо остойчивыми. 3 то время как персоналу танкера всегда приходилось производить расчеты продольных изгибающих моментов и вертикальных срезывающих усилий, фактическая остойчивость редко вызывала серьезные опасения. Однако внедрение в конструкцию танкера двойных корпусов, по-видимому, изменит сложившуюся ситуацию.

Вероятно, больше всего трудностей возникнет при оценке влияния свободной поверхности жидкости в грузовых и междудонных танках на поперечную метацентрическую высоту.

Конструкция, тип и количество этих танков могут быть такими, что влияние свободной поверхности загруженной в них жидкости может привести к значительному уменьшению поперечной метацентрической высоты. Ситуация наиболее осложняется в случае наличия на судне широких грузовых танков без диаметральной переборки и так называемых U-образных балластных танков, в которых также не установлена диаметральная переборка.

Наиболее опасными этапами выполнения любой операции обычно считаются заполнение междудонных балластных танков в процессе выгрузки груза и их опорожнение в процессе погрузки груза. Если в какой-либо момент достаточно большое число и грузовых, и междудонных танков не будут заполнены полностью, то при совокупном влиянии свободной поверхности жидкости в этих танках поперечная метацентрическая высота может уменьшиться до такого значения, при котором судно потеряет поперечную остойчивость. Это может привести к внезапному и значительному накренению судна. Потеря судном остойчивости наиболее вероятна, если свободная поверхность жидкости занимает большую площадь, а сама жидкость имеет большую высоту, т.к. все это приводит к повышению центра тяжести по вертикали.

Крайне важно проинформировать персонал танкера и терминала, задействованный в грузовых и балластных операциях, о том, что такая опасность может возникнуть и что все грузовые, а также балластные операции необходимо выполнять строго в соответствии с руководством по погрузке судна

Блокирующие устройства, если таковые установлены в целях предотвращения вероятности одновременного задействования слишком большого числа грузовых и балластных танков, а также чрезмерного влияния свободной поверхности на остойчивость, следует постоянно поддерживать в рабочем состоянии и не препятствовать их срабатыванию.

Те суда, которые эксплуатируются с ограниченной метацентрической высотой, следует снабдить компьютером, выполняющим расчеты метацентрической высоты.

Крайне важно, чтобы капитаны и лица командного состава знали о том, что в штормовую погоду могут возникнуть определенные трудности при частичной загрузке грузового танка балластом. В танке с плоским днищем наличие свободной поверхности жидкости может способствовать образованию волновой энергии достаточной мощности и привести к серьезным повреждениям внутренних конструкций и трубопроводов.