4.4. Расчет валов
Валы коробки передач работают на кручение и изгиб.
Для расчета валов на прочность рассматривают простейшую схему трехвальной коробки передач при включенной одной передаче и в соответствии с этой схемой определяют силы, действующие на шестерни и валы.
При этом расчет валов коробки передач выполняют в такой последовательности: вторичный вал, промежуточный вал, первичный вал. Определение реакций опор (A, B, C, D, E, F) необходимо начинать с вторичного вала, т.к. для расчета первичного вала нужно знать реакции на переднюю опору вторичного вала, расположенную в его торцевой части.
При расчете вторичного вала сначала определяют силы, действующие на шестерни включенной передачи: окружную, осевую и радиальную.
Окружную силу определяют по формуле:
. (4.9)
Осевую силу рассчитывают по формуле:
. (4.10)
Радиальную силу определяют по формуле:
. (4.11)
Затем определяют реакции опор вала в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также суммарные реакции опор и.
При этом суммарные реакции опор можно определить по выражениям:
; (4.12)
. (4.13)
После этого находят действующие моменты.
Изгибающие моменты определяют по формулам:
; (4.14)
. (4.15)
Крутящий момент рассчитывают по формуле:
. (4.16)
Результирующие моменты определяют по формулам:
; (4.17)
. (4.18)
По значениям результирующих моментов находят результирующие напряжения от изгиба и скручивания вторичного вала:
, (4.19)
где d – диаметр вала в опасном сечении.
Допустимые напряжения – [] = 200 ÷ 400 МПа.
Шлицы вторичного вала рассчитывают на смятие. Напряжения смятия шлицев определяют по формуле:
, (4.20)
где –максимальный крутящий момент на валу;,–наружный и внутренний диаметры шлицев; – длина шлицев;– число шлицев.
Допустимые напряжения смятия – [] = 200 МПа.
При расчете промежуточного вала вначале определяют силы, действующие на шестернях постоянного зацепления (шестернях привода промежуточного вала).
Окружную силу определяют по формуле:
. (4.21)
Осевую силу рассчитывают по формуле:
. (4.22)
Радиальную силу определяют по формуле:
. (4.23)
Затем определяют, так же, как и для вторичного вала коробки передач, силы на шестернях промежуточного вала для любой включенной передачи, реакции опор и результирующие напряжения.
При расчете первичного вала действующие силы на шестернях постоянного зацепления определяют так же, как для промежуточного вала. Реакции опор и результирующие напряжения рассчитывают как для вторичного вала коробки передач.
Кроме расчета валов коробки передач на прочность, необходима их проверка на жесткость. При недостаточной жесткости валы коробки передач будут иметь значительный прогиб, что существенно снизит прочность и износостойкость шестерен, а также увеличит шумность коробки передач при работе.
На работу шестерен особо влияет прогиб валов в плоскости их осей и в перпендикулярной плоскости. Прогибы валов приводят к изменению расстояния между центрами шестерен и нарушению их правильного зацепления, а также к перекосу шестерен. Причем в процессе работы прогибы валов не остаются постоянными, в результате чего возникают дополнительное скольжение шестерен и динамическая нагрузка на их зубья.
Жесткость валов определяется по их прогибу. Осевые и радиальные силы вызывают прогиб валов в плоскости их осей (), а окружные силы – прогиб в перпендикулярной плоскости ():
Полный прогиб валов коробки передач:
. (4.24)
Полный прогиб не должен превышать – [] = 0,2 мм.
Длинные валы коробок передач проверяют по углу закручивания:
, (4.25)
где – расчетный момент на валу;– длина вала;– полярный момент инерции сечения;G – модуль упругости при кручении.
Допустимый угол закручивания – [] = 0,25 0,35 на один метр длины вала.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература