14.4. Расчет тормозных приводов
Как уже было указано выше, механический привод всегда используется в качестве привода стояночной тормозной системы.
При проектировании механического привода необходимо стремиться к тому, чтобы его элементы обладали высокой жесткостью и работали на растяжение. Передаточные числа и ходы перемещений механического привода определяют на основании его кинематического анализа, что не представляет трудностей.
Статический расчет гидравлического тормозного привода без усилителя сводится к определению диаметров колесных (рабочих) и главного цилиндра с целью обеспечения необходимых приводных сил тормозных механизмов при допустимых усилии на педали и ее ходе.
Диаметр рабочего цилиндра определяют исходя из необходимой приводной силы и заданного максимального давления жидкости в магистрали:
. (14.18)
Диаметр главного цилиндра обычно незначительно отличается от диаметра рабочего цилиндра.
Усилие на педали рассчитывают по формуле:
, (14.19)
где a и b – плечи педали.
Допустимое усилие на тормозной педали легковых автомобилей – [] =300 Н; грузовых – [] =700 Н.
Ход тормозной педали зависит от числа тормозных механизмов и передаточного числа привода.
Применительно к двухосному автомобилю полный ход тормозной педали при гидроприводе можно определить по формуле:
, (14.20)
где и– диаметры рабочих цилиндров тормозных механизмов передних и задних колес соответственно;,,,– перемещения поршней тормозных цилиндров под действием приводных сил;– коэффициент объемного расширения резиновых деталей гидравлического привода;– свободный ход тормозной педали, зависящий от зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра.
Полный ход педали не должен превышать – [] = 150 мм для легковых автомобилей и [] = 180 мм – для грузовых.
Если усилие на тормозной педали > 500 Н, в привод необходимо устанавливать усилитель. Усилие на штоке главного тормозного цилиндра в этом случае будет определяться аналогично гидроприводу сцепления.
Задача динамического расчета тормозного гидропривода заключается в определении параметров и характеристик привода, которые обеспечили бы требуемое быстродействие и качество переходных процессов: площадь сечения и длина трубопроводов, расходные характеристики входящих в привод элементов, давление и механические свойства тормозной жидкости, характеристики колебательных процессов жидкости и элементов привода и др.
При проектном расчете пневматического тормозного привода задаются рабочие характеристики пневмоаппаратов, т.е. входные сигналы, поступающие на пневмоаппараты, и соответствующие им выходные величины (давление, сила, перемещение). При этом требуется определить основные конструктивные параметры проектируемого пневмоаппарата, обеспечивающие заданные рабочие характеристики. Могут также задаваться дополнительные условия и ограничения, например максимальные сила и перемещение тормозной педали, допустимая зона нечувствительности пневмоаппарата.
Так, например, при проектном расчете тормозного крана выбирается его схема, и рассчитываются основные конструктивные параметры, обусловливающие статические характеристики: диаметр следящего поршня или диафрагмы, жесткость и предварительный натяг следящей пружины, передаточное отношение педального привода, максимальное укорочение следящей пружины.
При этом должно быть задано: максимальное перемещение педали; максимальное усилие, прилагаемое к педали; максимальное давление воздуха в ресивере; зона нечувствительности тормозного крана. Пропускная способность тормозного крана (площадь проходных сечений, диаметр клапана) определяется динамическим расчетом.
Принципиальная схема пневмопривода тормозных механизмов с равными перемещениями колодок показана на рисунке.
Момент на валу разжимного кулака рассчитывают после определения необходимых приводных сил на колодках тормозного механизма:
, (14.21)
где – расстояние от оси вала разжимного кулака до линии действия приводной силы.
Необходимое усилие на штоке тормозной камеры можно определить по формуле:
, (14.22)
где – расстояние от оси вала разжимного кулака до оси штока тормозной камеры.
Давление воздуха в тормозной камере при торможении рассчитывают по формуле:
, (14.23)
где – активная площадь диафрагмы тормозной камеры.
Усилие на поршне тормозного крана зависит от давления воздуха, поступающего в полость крана из ресивера и усилия пружины, действующей на стакан крана:
, (14.24)
Таким образом, усилие на тормозной педали можно определить по формуле:
, (14.25)
где a и b – плечи педали.
Под динамическим расчетом пневматического тормозного привода понимается определение характера изменения во времени давления воздуха в исполнительных органах и следящих аппаратах при резком перемещении тормозной педали. Полученные зависимости называются динамическими характеристиками тормозного привода и позволяют определить его быстродействие, синхронность работы и др.
- Основы конструирования автомобилей
- Введение
- 1. Основы проектирования автомобилей
- 1.1. Свойства автомобилей
- 1.2. Требования, предъявляемые к конструкции автомобилей
- 1.3. Стадии проектирования автомобилей
- 1.3.1. Техническое задание
- Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
- 1.3.2. Эскизный проект
- 1.3.3. Технический проект
- 1.3.4. Рабочая документация
- 1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство
- 2. Нагрузочные и расчетные режимы. Методы расчета
- 2.1. Рабочие процессы агрегатов и систем автомобилей
- 2.2. Эквивалентная динамическая система трансмиссии автомобиля
- 2.3. Методы расчета элементов трансмиссии
- 3. Сцепления
- 3.1. Назначение. Классификация. Требования
- 3.2. Определение основных параметров сцепления
- 3.3. Рабочий процесс сцепления
- 3.4. Расчет на износ. Тепловой расчет
- 3.5. Расчет элементов сцепления
- 3.5.1. Расчет нажимных пружин
- 3.5.2. Расчет нажимного диска
- 3.5.3. Расчет ведомого диска
- 3.5.4. Расчет рычагов выключения
- 3.6. Расчет привода сцепления
- 4. Коробка передач
- 4.1. Назначение. Классификация. Требования
- 4.2. Определение основных параметров механической ступенчатой коробки передач
- 4.3. Расчет зубьев шестерен на прочность и долговечность
- 4.4. Расчет валов
- 4.5. Расчет подшипников
- 4.6. Расчет синхронизатора
- 5. Карданная передача
- 5.1. Назначение. Классификация. Требования
- 5.2. Рабочий процесс карданных шарниров
- 5.2.1. Кинематика карданных шарниров
- 5.2.2. Динамика карданного шарнира неравных угловых скоростей
- 5.3. Расчет элементов карданной передачи
- 5.3.1 Расчет карданной передачи с шарнирами неравных угловых скоростей
- 5.3.2 Расчет карданной передачи с шарнирами равных угловых скоростей
- 6. Главная передача
- 6.1. Назначение. Классификация. Требования
- 6.2. Нагрузки в главных передачах
- 6.3. Расчет шестерен главной передачи на прочность и долговечность
- 6.4. Расчет валов и подшипников главной передачи
- 7. Дифференциал
- 7.1. Назначение. Классификация. Требования
- 7.2. Кинематический анализ дифференциала
- 7.3. Расчет основных элементов дифференциала
- 8. Полуоси
- 8.1. Назначение. Классификация. Требования
- 8.2. Нагрузки, воспринимаемые полуосями
- 8.3. Расчет полуосей
- 9. Несущие системы
- 9.1. Назначение. Классификация. Требования
- 9.2. Расчет рамы автомобиля
- 9.3. Расчет кузова
- 10. Мосты
- 10.1. Назначение. Классификация. Требования
- 10.2. Расчет мостов
- 10.2.1. Расчет ведущего моста
- 10.2.2. Расчет управляемого моста
- 10.2.3. Расчет комбинированного моста
- 11. Подвески
- 11.1. Назначение. Классификация. Требования
- 11.2. Колебания и плавность хода автомобилей
- 11.3. Расчет упругих элементов подвески
- 11.4. Расчет направляющих устройств подвески
- 11.5. Расчет амортизаторов
- 12. Колеса. Шины
- 12.1. Назначение. Классификация. Требования
- 12.2. Расчет подшипников ступиц
- 13. Рулевое управление
- 13.1. Назначение. Классификация. Требования
- 13.2. Определение параметров рулевого управления
- 13.3. Кинематический расчет рулевого привода
- 13.4. Расчет элементов рулевого управления
- 14. Тормозные системы
- 14.1. Назначение. Классификация. Требования
- 14.2. Анализ тормозных механизмов
- 14.3. Расчет тормозных механизмов
- 14.4. Расчет тормозных приводов
- Литература