logo search
Archive / Для_АПб / _Лекции_Основы конструирования_13

1.3.5. Порядок постановки автомобилей на производство

Одним из завершающих этапов ра­бот по созданию автомобиля является изготовление опытных образцов и проведение их испытаний. Первые об­разцы изготовляются для проведения предварительных (заводских) испы­таний.

Предварительные (заводские) ис­пытания проводятся с целью проверки соответствия параметров и показате­лей автомобиля требованиям техниче­ского задания и технического проекта, стандартам и другим нормативно-техническим документам (рабочей кон­структорской документации, требова­ниям безопасности, санитарно-гигиеническим нормам).

При испытаниях должна быть оце­нена надежность и работоспособность всех агрегатов и систем автомобиля, отдельных аппаратов и приборов. Целью предварительных (заводских) испытаний является также проверка эксплуатационной технологичности автомобиля: удобства и трудоемкости технического обслуживания, возмож­ности замены отдельных наиболее часто демонтируемых деталей и узлов при ремонтных работах и обслужива­нии. Во время испытаний должна быть проверена достаточность укомплекто­вания автомобиля запасными частями, принадлежностями и инструментом. На основе анализа надежности авто­мобилей, отказов деталей, возникших при испытаниях, определяются пред­варительная номенклатура и нормы расхода запасных частей. При этом используется опыт эксплуатации ана­логичных автомобилей и учитываются конструктивные усовершенствования и новые решения испытываемого авто­мобиля.

Конечной целью предварительных (заводских) испытаний является опре­деление необходимого объема кон­структорской доработки образцов и конструкторской документации на них. В зависимости от результатов испыта­ний принимается решение о необходи­мости изготовления новых образцов, объем дополнительных испытаний для проверки эффективности проведенной доработки.

Предварительные (заводские) ис­пытания проводятся также для уста­новления возможности предъявления разработанных образцов к приемоч­ным испытаниям (после устранения недостатков).

Приемочные испытания преследуют ту же цель, что и предварительные.

Кроме того, во-первых, должна быть дана оценка новизны, перспек­тивности и конкурентоспособности представленных на испытания образ­цов в сравнении с лучшими образцами отечественного и зарубежного произ­водства. Для этого может использо­ваться карта технического уровня и качества изделия, изучены тенденции развития автомобилестроения, соответ­ствие изделия стандартам, междуна­родным требованиям и, наконец, тре­бованиям мирового рынка.

Во-вторых, во время испытаний должна быть оценена технико-эконо­мическая эффективность использова­ния разработанного автомобиля в на­родном хозяйстве. С этой целью в про­грамме испытаний предусматривается определение параметров, в наиболь­шей степени определяющих технико­-экономическую эффективность исполь­зования автомобиля: средней техниче­ской скорости и расхода топлива в различных эксплуатационных услови­ях. Целесообразно, чтобы такие пара­метры были определены и для модели автомобиля, которая должна заме­няться вновь разработанной. Это по­зволяет сопоставлять технико-эконо­мическую эффективность новой модели и заменяемой.

В-третьих, конечной целью прие­мочных испытаний является установ­ление возможности постановки нового изделия на производство для продаж как внутри страны, так и на экспорт взамен выпускаемой модели.