5.2 Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
Затраты на обеспечение объема деятельности растут по мере того, как растет уровень обслуживания. Менеджеры некоторых фирм могут менять свою производительность с помощью резервного персонала и оборудования, выделенного определенным пунктам обслуживания, чтобы предотвратить или сократить очереди. По мере того как обслуживание улучшается (а именно - ускоряется), стоимость времени, потраченного на ожидание в очереди, снижается. Издержки ожидания могут отражать потерянную производительность работников, когда их инструменты или станки нуждаются в ремонте, или просто могут быть оценкой издержек потребителей, понесенных из-за плохого обслуживания и длинной очереди (рисунок 5.1).
Рисунок 5.1. Выбор между затратами ожидания и затратами на обеспечение объема деятельности
Системы обслуживания обычно классифицируются с позиций количества каналов (т. е. количества узлов обслуживания) и количества фаз (т. е. количества остановок в обслуживании, которые необходимо сделать) и называются системами массового обслуживания (СМО). СМО могут быть двух типов - с отказами и с ожиданием (с очередью).
На рисунке 5.2 представлена одноканальная модель массового обслуживания потребителей.
Рисунок 5.2 - Одноканальная система массового обслуживания потребителей
Обычный пример массового обслуживания - это одноканальная или одноузловая очередь. Вновь прибывшие объекты формируют единую очередь, чтобы их обслужили на одном пункте.
Многоканальная система, представленная на рисунке 5.3, предполагает также, что вновь прибывающие объекты описываются пуассоновским распределением вероятности, а время обслуживания подчиняется экспоненциальному распределению. Обслуживание выполняется по принципу «первым прибыл — первым обслужили», и предполагается, что уровень обслуживания у всех исполнителей одинаковый.
Рисунок 5.3 - Структурная схема многоканальной системы
В системах с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, покидает систему и в дальнейшем процессе не участвует.
В системах с ожиданием заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, становится в очередь и принимается к обслуживанию, как только освободится один из каналов.
Основными параметрами системы массового обслуживания являются:
- n - число каналов;
- λ - интенсивность потока заявок (среднее число заявок, поступающих в единицу времени);
- μ - производительность каждого канала (среднее число заявок, обслуживаемых каналом в единицу времени.
Также используются ограничения , такие как длина очереди, время пребывания заявки в очереди и др.
Сведения данного параграфа относятся только к системам массового обслуживания, в которых все потоки событий, переводящие систему из состояния в состояние, являются пуассоновскими (потоками без последствий). Для математического описания таких процессов применяется аппарат марковских случайных процессов.
Вероятности состояний системы могут быть найдены интегрированием системы дифференциальных уравнений, которые называются уравнениями Колмогорова. Составление уравнений Колмогорова производится по определенному правилу.
Прежде всего необходимо составить размеченный граф состояний. Затем при написании уравнения руководствоваться следующим. В левой части каждого уравнения стоит производная вероятности состояния, а правая часть содержит столько членов, сколько стрелок связано с данным состоянием. Если стрелка направлена состояния, соответствующий член имеет знак «минус», ее в состояние - знак «плюс». Каждый член равен произведению плотности вероятности перехода, соответствующей данной стрелке, на вероятность того состояния, из которого исходит стрелка. Начальные условия берутся в зависимости от того, каково было начальное состояние системы.
Чтобы понять как составляются уравнения Колмогорова рассмотрим следующий пример.
Пример. Имеется трехканальная СМО с отказами. Интенсивность потока заявок – λ, интенсивность потока обслуживания μ.. Составить дифференциальные уравнения состояния системы.
Решение. Возможные состояния системы:
S0 - все каналы свободны;
S1 - занят один канал, два свободных;
S2 - заняты два канала, один свободен;
S3 - заняты все три канала.
Граф состояний показан на рисунке 5.4.
Рисунок 5.4 – граф состояний трехканальная СМО с отказами
Разметим граф. Если система находится в состоянии S0, то поступившая заявка переводит ее в S1 с интенсивностью λ. Если система находится в состоянии S1, то поступившая заявка переводит ее в S2 с интенсивностью λ и т.д.
Переход системы в обратном направлении будет при следующих условиях. Из S1 (занят один канал) система перейдет в S0 тогда, когда закончится обслуживание заявки, занимающей этот канал. Интенсивность этого потока событий μ.
Если обслуживанием занято два канала, то поток событий, переводящий систему из S2 в S1, будет вдвое интенсивнее, т. е. равным 2μ. Аналогично поток событий, переводящий систему из S3 в S2 будет равен Зμ.
Разметив граф состояний и пользуясь вышеизложенным правилом, составим уравнения Колмогорова для вероятностей состояний системы:
Решение уравнений такого типа обычно выполняется на ЭВМ. При этом будут получены вероятности состояний как функции времени.
В большинстве случаев бывает достаточным знание предельных вероятностей состоянии, характеризующих установившийся режим работы системы массового обслуживания (при ). Для этого следует левые части уравнений (производные) положить равными нулю и решить полученную таким образом систему линейных алгебраических уравнений.
Ниже приведены размеченные графы состояний некоторых типов систем массового обслуживания и предельные вероятности состояний этих систем. Для краткости записи здесь , .
Одноканальная СМО с отказами | ||
| ||
Состояние системы | Предельные вероятности состояний | |
S0 - канал свободен S1 – канал занят |
| |
Одноканальная СМО с ожиданием при ограниченном числе мест m в очереди | ||
| ||
Состояние системы | Предельные вероятности состояний | |
S0 - канал свободен S1 – канал занят, нет очереди S2 – канал занят, 1 заявка в очереди . . . Sm+1 – канал занят, m заявок в очереди |
| |
Одноканальная СМО с ожиданием при неограниченном числе мест m в очереди | ||
| ||
Состояние системы | Предельные вероятности состояний | |
S0 - канал свободен S1 – канал занят, нет очереди S2 – канал занят, 1 заявка в очереди . . . Sk – канал занят, k-1 заявок в очереди |
| |
Многоканальная СМО с ожиданием при ограниченном числе мест m в очереди | ||
| ||
Состояние системы | Предельные вероятности состояний | |
S0 – все каналы свободны S1 – занят один канал, остальные свободны . . . Sn – заняты все каналы Sn+1 – заняты все каналы, 1 заявка в очереди . . . Sn+m – заняты все каналы, m заявок в очереди |
| |
Многоканальная СМО с ожиданием при неограниченном числе мест m в очереди | ||
| ||
Состояние системы | Предельные вероятности состояний | |
S0 – все каналы свободны S1 – занят один канал, остальные свободны . . . Sn+1 – заняты все каналы, 1 заявка в очереди . . . Sn+r – заняты все каналы, r заявок в очереди |
|
Для оценки эффективности СМО (при ) следует воспользоваться данными таблицы 5.1
Таблица 5.1 Формулы для оценки эффективности СМО
Показатель эффективности | Одноканальная СМО с ожиданием при ограниченном m | Многоканальная СМО с ожиданием при ограниченном m |
Относительная пропускная способность |
|
|
Абсолютная пропускная способность |
|
|
Среднее число заявок, находящихся в очереди |
|
|
Среднее число заявок, находящихся под обслуживанием |
| - |
Среднее число занятых каналов | - |
|
Среднее число заявок, находящихся в системе |
|
|
Среднее время ожидания заявки в очереди |
|
|
Среднее время пребывания заявки в системе |
|
|
Следующий пример иллюстрирует, как можно применять одноканальную модель.
Пример. Механик шиномонтажного участка, может ремонтировать колеса со средней скоростью три колеса в час (или один примерно за 20 минут) в соответствии с отрицательным экспоненциальным распределением. Клиенты, нуждающиеся в этой услуге, прибывают в мастерскую в среднем два человека в час, следуя пуассоновскому распределению. Клиенты обслуживаются по принципу «первым прибыл - первым обслужили» и поступают из очень большой совокупности возможных потребителей.
Из этого описания мы можем взять операционные характеристики СМО шиномонтажного участка:
λ = 2 машины, поступающие в час;
μ = 3 машины, обслуживаемые в час.
По таблице 5.1 рассчитываем для одноканальной СМО:
= 2 машины в системе в среднем;
= 1 час - среднее время ожидания в системе.
= 1,33 машин, ожидающих в очереди в среднем.
= 40 минут среднего времени ожидания в очереди на одну машину.
= 0,33 - вероятность того, что в системе 0 потребителей.
Исходные данные для многоканальной СМО приведены ниже.
Потребители, которые пребывают с частотой около λ=2 человека в час, ждут в одной очереди, пока один из двух механиков не освободится. Каждый механик устанавливает глушители со скоростью около μ=3 глушителя в час.
Чтобы понять, как работает эта система по сравнению со старой одноканальной системой массового обслуживания, рассчитаем несколько операционных характеристик для канальной системы с числом каналов m=2 и сравним полученные результаты со значениями, найденными в первом примере.
Расчет по формулам из таблицы 5.1 дает следующие результаты:
ро = 0,5, т.е. 0,50 – это вероятность того, что в системе 0 машин;
= 0,083 машины, ожидающих в очереди;.
= 0,75 машины в системе в среднем;
= 22,5 минут - среднее время ожидания в системе.
= 2,5 минуты среднего времени ожидания в очереди на одну машину.
Можно подвести итог этим характеристикам и сравнить их с такими же характеристиками одноканальной модели следующим образом:
| Один канал | Два канала |
ро | 0,33 | 0,5 |
| 2 машины | 0,75 машин |
| 60 минут | 22,5 минут |
| 1,33 машины | 0,083 машин |
| 40 минут | 2,5 минуты |
Ускорение обслуживания значительно влияет почти на все характеристики. Особенно снизилось время, проведенное в очереди, - с 40 до 2,5 минут. Это согласуется с графиком соотношения затрат, изображенным на рисунке. 5.1.
- Основные сокращения
- Введение
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса
- 1.1 Особенности услуг, предоставляемых предприятиями автосервиса
- 1.2 Проектирование процесса оказания услуг в сфере стс
- 1.3 Виды, типы и функции предприятий сферы сервиса транспортных средств.
- 1.4 Состояние и пути развития производственно-технологической базы предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 1.4.1 Состав производственно-технологической базы
- 1.4.2 Пути развития производственно-технологической базы предприятий сервиса транспортных средств
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.1 Нормы проектирования предприятий сферы стс
- 2.1.1 Основные требования к генеральному плану
- 2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям
- 2.1.3 Рампы и лифты
- 2.1.4 Планировочные параметры постов мойки, то и тр
- 2.1.5 Ворота
- 2.1.6 Противопожарные требования
- 2.1.7 Отопление и вентиляция
- 2.1.8 Водоснабжение и канализация
- 2.1.9 Электроснабжение
- 2.2 Расчетные технологические данные для проектирования предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2 Продолжительность технического обслуживания и ремонта атс
- 2.2.3 Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта
- 2.3 Рекомендации по составу и размещению технологического оборудования
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс
- 3.1 Факторы, влияющие на организацию производства услуг
- 3.2 Формирование производственной программы
- 3.3 Методика определения производственной мощности
- 3.3.1 Производственная мощность пас
- 3.3.2 Расчет производственной программы атп
- 3.4 Расчет численности рабочих и служащих атп
- 3.5 Расчетно-нормативная основа проектирования и реконструкции
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 4.1 Организация технологических процессов то и тр атс
- 4.2 Организация работ на участках основного производства пас
- 4.3 Планировка производственных зон и участков
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям
- 5.1 Управление спросом и предложением в сфере сервиса транспортных средств
- 5.1.1 Особенности согласования спроса и предложения в сфере сервиса
- 5.1.2 Управление спросом
- 1) Ценообразование.
- 2) Предварительные заказы и назначение приемов.
- 3) Сообщение информации.
- 5.1.3 Управление предложением
- 5.2 Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
- 5.3 Обеспечение высокого качества услуг при проектировании их процессов
- 5.3.1 Важность качества оказания услуг
- 5.3.2 Определение качества услуг
- 5.3.3 Критерии качества услуги
- 5.3.4 Модель расхождения качества услуги
- 5.3.5 Достижение качества услуги
- 5.4 Проблемы обеспечения производительности и эффективности при их проектировании
- 5.4.1 Понятия и определения
- 5.4.2 Важность повышения производительности
- 5.4.3 Оценка производительности в сфере стс
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг
- 6.1 Порядок согласования проектной документации предприятий сервиса транспортных средств
- 6.2 Методика сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту атс
- 6.3 Методика оценки процесса оказания перевозочных услуг
- Литература
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса 7
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств 17
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс 46
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств 58
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям 77
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг 114