5.4.1 Понятия и определения
Производительность представляет собой отношение между выпуском продукции (товаров, услуг или других результатов производства) и затратами, которые были сделаны, чтобы получить эту продукцию. Производительность - это показатель того, насколько эффективно организация преобразует используемые ею ресурсы в продукцию.
Производительность определяется отношением результата производства (выпуска) к затратам:
Она измеряется величиной потребительной стоимости, созданной в единицу времени, или количеством времени, затрачиваемого на единицу продукта. Независимо от того, товары или услуги представлены в вычислении, в результаты производства должны включаться только единицы надлежащего качества. Другими словами, товары, которые оказались бракованными, или услуги, которые надо повторить из-за неудовлетворительного выполнения, не включаются в величину выпуска.
Производительность можно вычислять как для одного вида выпускаемой продукции (товара или услуги) и одного ресурса, так и для разнообразной продукции с использованием многих ресурсов. Продукция обычно измеряется в разных единицах, поэтому ее надо привести к одной общей единице измерения.
Если в уравнении производительности используется только один вид ресурса, то такую производительность называют частной производительностью. На практике как выпуск, так и ресурсы рассчитываются в виде взвешенных индексов, например, как в случаях, когда всю выпущенную продукцию делят на количество затраченных рабочих часов или капитал, или количество киловатт-часов, или любого другого используемого ресурса. Так, производительность труда представляет собой количество продукции, произведенной за один рабочий час.
Многофакторная, или общая, производительность очень полезна, когда необходимо оценить выпуск продукции при использовании всех относящихся к ней ресурсов. Общая производительность - это отношение всего выпуска ко всем используемым ресурсам. Очевидно, что показатель общей производительности содержит больше информации. Из него можно узнать, как влияет на производство замена одних ресурсов другими; решения менеджеров становятся более обоснованными. Рост показателя общей производительности говорит об экономии одного или нескольких ресурсов. Важно отметить, что изменение производительности труда отражает не только изменение эффективности труда, но и эффект его замены другим ресурсом, например капиталом. Другими словами, повышение производительности труда может быть связано с использованием более эффективного или трудосберегающего оборудования, что и является заменой труда капиталом. Так как при многофакторной оценке учитываются все ресурсы, то в ней представлены также и все изменения в ресурсах.
Эффективность и производительность - понятия похожие, но разные, хотя их часто путают. Как уже упоминалось, производительность - это отношение выпущенной продукции к ресурсам, которые использовались для ее изготовления. Эффективность же определяется как степень достижения оптимального выпуска продукции, предварительно намеченных целей или лучшего использования.
Эффективность можно измерить как отношение между результатом, полученным при выполнении какого-либо процесса, и максимально возможным результатом при использовании того же количества ресурсов. Другой способ измерения эффективности может быть выражен отношением минимально необходимых ресурсов для изготовления намеченного количества продукции к количеству, которое реально используется. Можно также поставить производственные цели, такие как объем услуг, издержки, доход или прибыль, и оценивать работу экономической единицы относительно этих целей. Если производительность теоретически может быть любым неотрицательным числом, то эффективность выражается как процентное отношение и не может быть больше единицы. Производительность разных экономических единиц можно сравнивать, даже если они используют разные технологии. Сравнение же эффективности имеет смысл только тогда, когда экономические единицы используют похожие технологии и ресурсы, чтобы произвести похожую продукцию.
- Основные сокращения
- Введение
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса
- 1.1 Особенности услуг, предоставляемых предприятиями автосервиса
- 1.2 Проектирование процесса оказания услуг в сфере стс
- 1.3 Виды, типы и функции предприятий сферы сервиса транспортных средств.
- 1.4 Состояние и пути развития производственно-технологической базы предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 1.4.1 Состав производственно-технологической базы
- 1.4.2 Пути развития производственно-технологической базы предприятий сервиса транспортных средств
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.1 Нормы проектирования предприятий сферы стс
- 2.1.1 Основные требования к генеральному плану
- 2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям
- 2.1.3 Рампы и лифты
- 2.1.4 Планировочные параметры постов мойки, то и тр
- 2.1.5 Ворота
- 2.1.6 Противопожарные требования
- 2.1.7 Отопление и вентиляция
- 2.1.8 Водоснабжение и канализация
- 2.1.9 Электроснабжение
- 2.2 Расчетные технологические данные для проектирования предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2 Продолжительность технического обслуживания и ремонта атс
- 2.2.3 Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта
- 2.3 Рекомендации по составу и размещению технологического оборудования
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс
- 3.1 Факторы, влияющие на организацию производства услуг
- 3.2 Формирование производственной программы
- 3.3 Методика определения производственной мощности
- 3.3.1 Производственная мощность пас
- 3.3.2 Расчет производственной программы атп
- 3.4 Расчет численности рабочих и служащих атп
- 3.5 Расчетно-нормативная основа проектирования и реконструкции
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 4.1 Организация технологических процессов то и тр атс
- 4.2 Организация работ на участках основного производства пас
- 4.3 Планировка производственных зон и участков
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям
- 5.1 Управление спросом и предложением в сфере сервиса транспортных средств
- 5.1.1 Особенности согласования спроса и предложения в сфере сервиса
- 5.1.2 Управление спросом
- 1) Ценообразование.
- 2) Предварительные заказы и назначение приемов.
- 3) Сообщение информации.
- 5.1.3 Управление предложением
- 5.2 Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
- 5.3 Обеспечение высокого качества услуг при проектировании их процессов
- 5.3.1 Важность качества оказания услуг
- 5.3.2 Определение качества услуг
- 5.3.3 Критерии качества услуги
- 5.3.4 Модель расхождения качества услуги
- 5.3.5 Достижение качества услуги
- 5.4 Проблемы обеспечения производительности и эффективности при их проектировании
- 5.4.1 Понятия и определения
- 5.4.2 Важность повышения производительности
- 5.4.3 Оценка производительности в сфере стс
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг
- 6.1 Порядок согласования проектной документации предприятий сервиса транспортных средств
- 6.2 Методика сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту атс
- 6.3 Методика оценки процесса оказания перевозочных услуг
- Литература
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса 7
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств 17
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс 46
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств 58
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям 77
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг 114