2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям
При проектировании предприятий для снижения стоимости строительства следует выполнять максимальное блокирование зданий. Проектирование отдельно стоящих зданий допускается при строительстве предприятий на участках с резко выраженным рельефом, при проектировании предприятий для обслуживания крупногабаритного подвижного состава и при реконструкции действующих предприятий.
Помещения для хранения и обслуживания автомобилей III—IV категорий рекомендуется размещать в одноэтажных зданиях. Специальные автомобили (пожарные, медицинской и технической помощи) следует хранить в отапливаемых помещениях.
Производственно-складские помещения ТО и ТР предприятий по обслуживанию автомобилей I, II и III категорий следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шино-монтажных и сопутствующих им работ ТР подвижного состава.
Расстояния между автомобилями в помещениях для хранения принимают по данным таблиц 2.2 и 2.3.
Таблица 2.2 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания для постов ТО и ТР
Место измерения | Нормы расстояний для подвижного состава, м | ||
Категории | |||
I | II и III | IV | |
От торцевой стороны автомобиля до стены | 1,2 | 1,5 | 2,0 |
тоже, до стационарного технологического оборудования | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Между продольными сторонами автомобилей на постах, для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов | 1,6 | 2,0 | 2,5 |
Между продольными сторонами автомобилей на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов | 1,6 | 2,0 | 2,5 |
тоже, со снятием шин, тормозных барабанов, газовых баллонов | 2,2 | 2,5 | 4,0 |
Между автомобилем и колонной | 0,7 | 1,0 | 1,0 |
От продольной стороны автомобили до технологического и другого оборудования | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Между торцевыми сторонами автомобилей | 1,2 | 1,5 | 2,0 |
От торцевой стороны автомобиля до наружных ворот | 1,5 | 1,5 | 2,0 |
Ширина проезда в помещениях для хранения автомобилей определяется из условия въезда автомобиля на место задним ходом, причем расстояние от автомобиля должно быть не менее:
а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания - 0,2 м для автомобилей I категории; 0,3 м для автомобилей II и III категорий и 0,4 м для автомобилей IV категорий;
б) до противоположной границы проезда - 0,7 м для автомобилей I категории; 0.8 м для автомобилей II и III категорий и 1 м для автомобилей IV категорий.
Таблица 2.3 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания для автомобиле-мест хранения и ожидания ТО и ТР
Место измерения | Нормы расстояний для подвижного состава, м | ||
Категории | |||
I | II и III | IV | |
От задней стороны автомобилей до стены или ворот при прямоугольной постановке автомобилей | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
тоже, при косоугольной расстановке автомобилей | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
От продольной стороны автомобиля до стены | 0,5 | 0,6 | 0,8 |
Между продольными сторонами автомобилей | 0,5 | 0,6 | 0,8 |
От продольной стороны автомобиля до колонны или пилястры | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Между автомобилями, стоящими один за другим | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
От передней стороны автомобиля до стены или ворот при прямоугольной расстановке автомобилей | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
тоже, при косоугольной расстановке автомобилей | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
От передней стороны автомобиля до устройства подогрева автомобилей в зимнее время | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Примечания.
1. Нормы расстояний, указанные в таблице 2.3 следует увеличивать для одиночных автомобилей на 0,1 м; для автопоездов и сочлененных автобусов - на 0,2 м.
2. Посты ТО и ТР и автомобиле-места хранения допускается размещать под утлом к оси внутреннего проезда.
3. Хранение прицепов и полуприцепов допускается отцепленными от автомобилей и седельных тягачей.
4. Для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается увеличение расстояний между продольными сторонами автомобилей до 0,6 - 0,7 м.
Высота помещений для хранения автомобилей определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс 0,2 м, но не менее 2,2 м.
В помещениях для технического обслуживания расстояния между автомобилями принимаются по данным таблицы. 2.4.
Таблица 2.4 Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и конструктивными элементами здания
Место измерения | Расстояние, м, не менее |
1. Между продольными сторонами АТС: |
|
а) на постах мойки и уборки | 2 |
б) на ТО за исключением уборочно-моечных | 1,2 |
2. Между АТС, стоящими один за другим | 1 |
3. Между АТС и стеной или оборудованием | 1,2 |
4. Между АТС и колонной | 0,7 |
5. Между АТС и наружными воротами, расположенными против поста | 1,5 |
Примечания.
1. Для автомобилей V категории при их ширине более 3 м расстояние, указанное в подпункте а, увеличивается до 0,8 м.
2. При определении ширины проезда необходимо учитывать наличие оборудования, стесняющего въезд автомобилей на пост.
Ширина проезда в помещениях постов обслуживания автомобилей определяется исходя из того, что автомобиль въезжает на пост передним ходом с применением при повороте в проезде заднего хода, причем расстояние от автомобиля должно быть не менее:
а) до автомобилей, стоящих на соседних местах, или до элементов здания – 0,2 м для автомобилей I категории; 0,3 м для автомобилей II и III категории и 0,5 м для автомобилей IV категории;
б) до противоположной границы проездa – 0,7 м для автомобилей I категории; 0,8 м для автомобилей II и III категорий и 1 м для автомобилей IV категорий.
Посты, на которых обслуживание автомобилей производится снизу, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими удобное производство работ (рабочие канавы, подъемники, эстакады).
При параллельном расположении трех или более рабочих канав они должны быть соединены открытой траншеей при тупиковой расстановке автомобилей и туннелями при прямоточной расстановке автомобилей.
Ширина траншей и туннелей должна быть не менее 1 м, если они служат лишь для прохода, и не менее 2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование. Высота туннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия должна быть не менее 1,9 м.
Траншеи должны быть ограждены металлическими перилами высотой не менее 0,9 м и иметь выходы в помещения. Количество выходов определяется из расчета не более одного выхода на пять рабочих канав. Длина, ширина и глубина рабочих канав определяется в зависимости от конструкции автомобилей и технологического оборудования канав.
В одном помещении допускается размещать посты обслуживания автомобилей или совмещать перечисленные ниже виды работ:
а) посты уборки, мойки, крепежные, смазочные, регулировочные;
б) посты ремонта, крепежные, смазочные и регулировочные;
в) посты ремонта и работы агрегатные и шиномонтажные;
г) работы агрегатные, слесарно-механические, электротехнические и карбюраторные;
д) работы кузнечно-рессорные, сварочные, жестяницкие, медницкие и термические;
е) работы столярно-кузовные, обойные, арматурные и жестяницкие (без применения огня).
Для аккумуляторных работ должно быть не менее двух помещений: одно для ремонта аккумуляторных батарей, другое для их заряда.
Если площадь помещения менее 10 м2, то заряд аккумуляторных батарей предусматривают в помещении для их ремонта при условии заряда их в вытяжных шкафах.
Площадь производственных и складских помещений определяется исходя из отношения площадей смещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого на полу технологического оборудования по данным таблицы 2.5 и должна быть не менее 4 м2 на одного работающего.
Таблица 2.5 Отношение площадей помещений к суммарной площади горизонтальной проекции устанавливаемого технологического оборудования
Наименование помещений | Отношение |
Слесарно-механический, медницко-радиаторный, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания, таксометровый, радиоремонтный, обойный, вулканизационный, арматурный, краскоприготовительный, зарядных устройств для электротранспорта, кислотная, компрессорная | 3,5-4,0 |
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОТМ) | 4,0-4,5 |
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий, ремонта контейнеров ГАС | 4,5-5,0 |
Высота помещений для постов обслуживания автомобилей определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс 0,2 м, но не менее 2,8 м, а при наличии на постах подъемников и эстакад расстояние исчисляется от верха поднятого автомобиля или от верхней точки поднятого кузова для автомобилей-самосвалов.
Высота складских помещений от пола до выступающих элементов покрытий или перекрытий должна быть не менее 2,2 м.
- Основные сокращения
- Введение
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса
- 1.1 Особенности услуг, предоставляемых предприятиями автосервиса
- 1.2 Проектирование процесса оказания услуг в сфере стс
- 1.3 Виды, типы и функции предприятий сферы сервиса транспортных средств.
- 1.4 Состояние и пути развития производственно-технологической базы предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 1.4.1 Состав производственно-технологической базы
- 1.4.2 Пути развития производственно-технологической базы предприятий сервиса транспортных средств
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.1 Нормы проектирования предприятий сферы стс
- 2.1.1 Основные требования к генеральному плану
- 2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям
- 2.1.3 Рампы и лифты
- 2.1.4 Планировочные параметры постов мойки, то и тр
- 2.1.5 Ворота
- 2.1.6 Противопожарные требования
- 2.1.7 Отопление и вентиляция
- 2.1.8 Водоснабжение и канализация
- 2.1.9 Электроснабжение
- 2.2 Расчетные технологические данные для проектирования предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2 Продолжительность технического обслуживания и ремонта атс
- 2.2.3 Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта
- 2.3 Рекомендации по составу и размещению технологического оборудования
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс
- 3.1 Факторы, влияющие на организацию производства услуг
- 3.2 Формирование производственной программы
- 3.3 Методика определения производственной мощности
- 3.3.1 Производственная мощность пас
- 3.3.2 Расчет производственной программы атп
- 3.4 Расчет численности рабочих и служащих атп
- 3.5 Расчетно-нормативная основа проектирования и реконструкции
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 4.1 Организация технологических процессов то и тр атс
- 4.2 Организация работ на участках основного производства пас
- 4.3 Планировка производственных зон и участков
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям
- 5.1 Управление спросом и предложением в сфере сервиса транспортных средств
- 5.1.1 Особенности согласования спроса и предложения в сфере сервиса
- 5.1.2 Управление спросом
- 1) Ценообразование.
- 2) Предварительные заказы и назначение приемов.
- 3) Сообщение информации.
- 5.1.3 Управление предложением
- 5.2 Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
- 5.3 Обеспечение высокого качества услуг при проектировании их процессов
- 5.3.1 Важность качества оказания услуг
- 5.3.2 Определение качества услуг
- 5.3.3 Критерии качества услуги
- 5.3.4 Модель расхождения качества услуги
- 5.3.5 Достижение качества услуги
- 5.4 Проблемы обеспечения производительности и эффективности при их проектировании
- 5.4.1 Понятия и определения
- 5.4.2 Важность повышения производительности
- 5.4.3 Оценка производительности в сфере стс
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг
- 6.1 Порядок согласования проектной документации предприятий сервиса транспортных средств
- 6.2 Методика сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту атс
- 6.3 Методика оценки процесса оказания перевозочных услуг
- Литература
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса 7
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств 17
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс 46
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств 58
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям 77
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг 114