logo
Лекц

6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание

В мировой экономике экспедиторская деятельность играет важ­ную роль в развитии торговли и транспорта. В среднем от экспеди­торской деятельности каждое государство имеет от 2 до 10% ва­лового национального дохода.

Экспедиторская деятельность — часть транспортного процес­са, охватывает комплекс сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой грузов, но выходящих за пределы обязанностей пе­ревозчика, и направлена на товар.

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятель­ность в области перевозок, охватывающая весь комплекс опера­ций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.

Понятие ТЭО существенно шире понятия перевозки. Необхо­димость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что про­цесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием разных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному про­цессу вспомогательных работ. Эти работы могут выполняться как непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или гру­зополучателями), так и специализированной организацией (по­средником).

Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги. На этапе становления мировой торговли экспедитор вы­ступал главным образом в роли комиссионера и был связан только с товаром. Он осуществлял от имени производителя, купца или, говоря современным языком, экспортера-импортера все опера­ции, связанные с поставкой товара: перевозку, погрузку, тамо­женную очистку, хранение, реализацию и производство плате­жей. Необходимо отметить, что экспедитор почти всегда обладал собственными или арендованными складами. Такому положению экспедитора в деле поставки товара способствовало то, что он лучше других знал требования, предъявляемые к правильному хранению и складской обработке груза. Ему лучше других были известны самые экономичные пути доставки груза и доступны самые эффективные транспортные средства.

В. XVI в. повсеместно наблюдалась повышенная активность в строительстве новых дорог, мостов и обустройстве внутренних водных путей. В это время появляются крупные экспедиторские фирмы, которые в своей деятельности начали использовать коносамент, транспортные накладные, складские расписки и т.д. В начале XVIII в. экспедиторы приступают к операциям по консолидации отправок, т.е. к сбору грузов нескольких грузоотпра­вителей для доставки в одно место назначения. В это же время вводится страхование груза. Постепенно экспедиторы освобож­даются от финансовых операций и передают их коммерческим банкам.

Промышленная революция в Европе создает условия для экс­портной ориентации экспедиторов и расширения своей деятель­ности на другие континенты. В 1880 г. в Лейпциге состоялся пер­вый конгресс экспедиторов.

В 1926 г. экспедиторские ассоциации 16 стран создали в Вене Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). В настоящее время ФИАТА объединяет 35 тыс. экспедиторских орга­низаций из 120 стран мира и играет важную роль в создании нор­мальных условий для деятельности экспедиторов на международ­ном уровне, разработке единых форм транспортных документов, правил экспедиторской деятельности. В рамках ФИАТА разрабо­таны и нашли широкое применение такие документы, как транс­портный коносамент, складская расписка, сертификат о приеме груза, транспортный сертификат; был принят проект экспеди­торских условий в качестве образца для разработки национальны­ми экспедиторами своих экспедиторских условий.

В конце 1950-х гг. происходит очередная революция в междуна­родных перевозках, связанная с резким расширением автомобиль­ных перевозок. Важную роль сыграли в этом процессе экспеди­торские фирмы, которые активно способствовали внедрению в практику перевозок поддонов, складывающейся тары, контейне­ров и т.п. Этапным событием в развитии использования контей­неров явилось появление в 1965 г. большегрузных контейнеров, впервые примененных при трансатлантических перевозках. В на­стоящее время на транспорте используется более 2 млн больше­грузных контейнеров и 80 % контейнерных перевозок контроли­руются экспедиторскими фирмами.

В соответствии с требованиями ФИАТА экспедитором может быть любое юридическое или физическое лицо, которое в соот­ветствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно перевоз­чиком, т.е. транспортной организацией. Экспедитор может также выполнять действия, связанные с выполнением договора экспе­диции: складирование, таможенную очистку, осмотр груза, осу­ществление всех платежей и т.д. Такому понятию экспедитора со­ответствует и определение оператора смешанной перевозки по Конвенции ООН о международных смешанных перевозках гру­зов, принятой на конференции ООН в Женеве 24 мая 1980 г.

Предоставление экспедиторам широких прав предполагает воз­ложение на них больших обязанностей и большой ответственнос­ти. В частности, для того чтобы получить разрешение на осуществление экспедиторской деятельности, юридическое или физичес­кое лицо должно отвечать следующим требованиям:

• обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной квалификационным удостоверением;

• иметь высокую моральную репутацию; это означает, что дан­ное лицо никогда по решению суда не признавалось виновным в мошенничестве, обмане и подобных преступлениях; не подверга­лось дисквалификации или не лишалось права выполнять экспе­диторские операции; не признавалось виновным в нарушении правил экспедиторской деятельности; не нарушало трудовых и налоговых правил и требований социального обеспечения;

• быть экономически и финансово способным выполнить по­ручение на экспедирование товара.

Таким образом, в международной практике четко и ясно опре­делено, кто может быть экспедитором. Экспедитор сотрудничает со всеми сторонами, участвующими в процессе перевозки грузов с целью обеспечения промышленности, торговли и потребителей поставками необходимой им продукции. В конечном счете экспе­дитор организует перемещение товара самым надежным, самым быстрым и самым экономичным путем. В национальной практике каждая страна конкретизирует международные требования по экс­педиторской деятельности.

Для эффективной международной деятельности экспедитор должен обладать опытной и надежной корреспондентской сетью или иметь свои отделения во всех важных коммерческих центрах мира. Благодаря этому он может получать заказы на перевозки и обеспечивать обратную загрузку транспорта, контролировать дви­жение грузов.

Транспортно-экспедиционное обслуживание представляет со­бой широкий комплекс работ, связанных с транспортированием груза или доставкой пассажиров. Основные виды этих работ при обслуживании грузоотправителей или грузополучателей приведе­ны на рис. 6.9. Как правило, работы, входящие в ТЭО, не являют­ся профильными для грузовладельцев, и для их выполнения со­здают специальные подразделения в АТО или специализирован­ные транспортно-экспедиционные организации. В последнем слу­чае такая организация может взять на себя комплексное ТЭО кли­ента и выступать в качестве заказчика перевозочных услуг у АТО.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг и операций при перевозках отдельными видами транспорта заметно различается, что обусловлено как видами грузов, так и видами внешнеторго­вых операций. При этом наиболее распространенными транспортно-экспедиционными операциями остаются следующие:

• консультации по выбору транспортных средств в плане их пригодности для перевозки данного груза, стоимости и эксплуа­тационных свойств;

• посредничество в переговорах по заключению договоров куп­ли-продажи, в частности касающихся транспортных условий;

• посредничество в заключении договоров перевозки;

• подготовка и оформление всех документов, связанных с пе­ревозкой;

• организация и доставка груза со склада грузоотправителя на железнодорожную станцию или порт и в обратном направлении;

• организация и производство ПРР, хранения и перегрузки грузов;

• консолидация мелких партий груза в поездные и вагонные отправки; комплектация отгрузочных партий;

• переупаковка и перемаркировка груза;

в прием и сдача груза, проверка его сохранности; оформление актов о недостаче, излишке, порче, повреждении груза или тары;

• организация сопровождения груза и переоборудование транс­портных средств для перевозки специфических грузов;

• обеспечение бланками и формами товарных и транспортных документов;

• таможенное оформление;

• производство расчетов как за товары, так и за их перевозку.

Порядок и организация ТЭО зависят от вида перевозки. На­пример, при прямой автомобильной доставке транспортноэкс-педиционная организация берет на себя доставку груза в пункт назначения и полную ответственность за его сохранность: прини­мает груз на складе грузоотправителя, обеспечивает доставку его грузополучателю, выполняет все связанные с перевозкой сопут­ствующие операции и возвращает грузоотправителю товарно-транс­портные документы с необходимыми отметками о приеме груза.

При достаточно распространенных смешанных автомобильно-железнодорожных перевозках могут использоваться два варианта обслуживания:

•транспортно-экспедиционная организация сопровождает груз от склада грузоотправителя до железнодорожной грузовой стан­ции. В этом случае она выполняет операции, связанные с достав­кой и сопровождением груза, отправлением груза в адрес грузо­получателя, оплатой железнодорожной перевозки;

• если транспортно-экспедиционная организация принимает на себя выполнение всех операций, связанных с доставкой груза со склада грузоотправителя до склада грузополучателя, то она от­правляет груз по железной дороге от своего имени и организует (или заключает контракт с местной компанией) выполнение всех транспортно-экспедиционных операций, связанных с доставкой груза от железнодорожной станции в пункте назначения.

Большое значение имеет оказание транспортно-экспедицион­ных услуг населению по перевозке домашних вещей, доставке круп­ногабаритных товаров из торговой сети.

При пассажирских перевозках основная доля ТЭО приходится на продажу и бронирование билетов, особенно при поездке с использованием нескольких видов транспорта или маршрутов раз­ных транспортных компаний. В этом случае наряду с продажей билетов транспортно-экспедиционные организации, как прави­ло, предлагают бронирование мест в гостиницах, туристское об­служивание, трансферт и т.д.

Развитие ТЭО тесно связано с расширением использования логистики при доставке грузов, что ведет к перераспределению роли организатора перевозок в пользу транспортно-экспедиционных организаций.