logo
Лекц

3.1. Регулирование транспортной деятельности

Длительный опыт работы транспорта в рыночных условиях в экономически развитых странах мира показал, что регулирование транспортной деятельности необходимо по следующим основным причинам:

необходимость поддержания общественной безопасности как с точки зрения безопасности дорожного движения, так и для га­рантий функционирования экономики и ликвидации чрезвычай­ных происшествий;

высокий уровень естественного монополизма на транспорте;

жесткая конкуренция на рынке автомобильных перевозок;

необходимость перераспределения прибыли в обеспечивающую автомобильные перевозки инфраструктуру (дороги, организации дорожного сервиса и т. п.);

выполнение обязательств по межгосударственным соглашениям;

существенное социальное значение транспорта.

История управления AT в СССР берет начало от Постановле­ния ЦИК Совнаркома СССР от 12.01.1928, которым было обра­зовано Центральное управление дорожным транспортом (Цудор-транс). В 1939 г. был принят Закон СССР об образовании в союз­ных республиках народных комиссариатов автомобильного транс­порта, во исполнение которого был создан Наркомат автомобиль­ного транспорта РСФСР. В 1946 г. Наркомат автомобильного транс­порта был переименован в Министерство автомобильного транс­порта РСФСР. Министерство на основе иерархической структуры управлений AT на местах, крупных автотранспортных объедине­ний обеспечивало управление всем транспортом общего пользо­вания в республике и в значительной степени определяло условия работы ведомственных АТО.

С 1990 г. центральным органом управления автотранспортной деятельностью в Российской Федерации являлся федеральный орган исполнительной власти — Министерство транспорта Рос­сийской Федерации (Минтранс России), который обеспечивает проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортного комплекса. Транспорт­ный комплекс составляют зарегистрированные на территории Рос­сийской Федерации юридические лица и индивидуальные предпри­ниматели, осуществляющие на воздушном, внутреннем водном,

морском, железнодорожном, автомобильном, городском элект­рическом транспорте перевозочную и транспортно-экспедицион-ную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и со­держание автомобильных дорог и транспортных сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием других путей сообще­ния, проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также организации, выполняющие иную связанную с транс­портным процессом работу.

Основными задачами Минтранса России в области транспорта являются следующие:

» формирование и реализация государственной транспортной политики;

• разработка стратегии развития транспорта и реализация об­щетранспортных федеральных целевых программ;

• общее руководство, государственный контроль и координа­ция деятельности разных видов транспорта;

• руководство проведением экономических реформ и структур­ной перестройкой на транспорте;

• формирование и совершенствование правовых основ функ­ционирования транспортного комплекса;

• представление интересов транспортного комплекса Россий­ской Федерации на международном рынке транспортных услуг.

Для управления работой отдельных видов транспорта в составе Минтранса России имеются соответствующие службы. Регулирова­ние деятельности АТО выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая имеет территори­альные подразделения. Территориальные подразделения Ространснадзора непосредственно контактируют с организациями и инди­видуальными предпринимателями, работающими в транспортном комплексе, и свою работу согласовывают с местными органами власти. В первую очередь это касается формирования государствен­ного заказа на общественно необходимые перевозки, социально значимые перевозки и т. п.

Таким образом, в настоящее время деятельность автоперевоз­чика, с одной стороны, регулируется государственными норма­тивно-правовыми актами, а с другой — определяется конкурент­ной рыночной средой, в которой работает данная организация.

На рис. 3.1 приведены основные методы регулирования транс­портной деятельности, которые воздействуют на работу автопе­ревозчика.

Основным методом регулирования работы автоперевозчика в мировой практике является лицензирование. В Российской Феде­рации лицензирование осуществляется на основании Федерально­го закона от 13.07.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 80-ФЗ). Следует обратить

внимание, что этот закон не распространяется на осуществле­ние международных автомобильных перевозок. По сравнению с 1990-ми гг. методы, связанные с регулированием рынка ГАП, в нашей стране носят все более ограниченный характер. Конкретные требования к организации перевозочного процесса, выполнению ГТРР, использованию соответствующе оснащенных АТС опреде­ляются в технических регламентах, которые в течение ближайших лет заменят правила перевозок и государственные стандарты.

Отношения, возникающие в процессе планирования, органи­зации и выполнения перевозок регулируются нормативными акта­ми государственного законодательства, составляющими систему гражданского права. Наиболее важные принципиальные положе­ния деятельности перевозчика, его взаимоотношения с обслужи­ваемой клиентурой и партнерами определяет гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной думой 22 декабря 1995 г. Конкретные вопросы деятельности перевозчика определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, уставами и другими актах и федеральных и местных органов исполнительной власти.