8.2. Городские пассажирские перевозки
Городские пассажирские перевозки выполняются в пределах черты города или населенного пункта.
При маршрутном способе организации движения автобусы останавливаются на остановках, расположенных в местах наибольшего скопления потенциальных пассажиров. Некоторые остановки могут быть необязательными и выполняются только по просьбе пассажиров (остановки по требованию).
Скоростные маршруты имеют участки, где автобусы следуют без остановок значительные расстояния. Такие маршруты назначают при наличии устойчивого пассажиропотока между определенными остановочными пунктами, при наличии остановок с незначительным пассажирообменом или падением спроса в определенное время суток, заполнении автобуса уже на первых остановках маршрута. Введение скоростного движения позволяет сократить время поездки для большинства пассажиров. На практике наиболее приемлемым вариантом оказывается введение на направлениях с большим пассажиропотоком на одних и тех же маршрутах как скоростных, так и обычных рейсов автобусов.
Экспрессные маршруты не имеют промежуточных остановок и предназначены для доставки пассажиров от начального до конечного пункта.
Если значительный пассажиропоток наблюдается только на части маршрута (обычно это происходит в определенный период суток), на маршруте вводят укороченные рейсы.
Трассу предполагаемого автобусного маршрута обследует комиссия, в состав которой обязательно входят представители дорожной службы и органов ГИБДД МВД России. На каждый маршрут составляется и ежегодно обновляется паспорт маршрута. К техническим показателям маршрута относятся протяженность маршрута LM; число остановочных пунктов пост; средняя длина перегона l п = LM/(n0CT - 2); время оборотного рейса Tоб; интервал движения автобусов I = Tоб/А, где А — число автобусов на линии; скорости движения (техническая vT учитывает затраты времени на проезд и задержки в движении, связанные с регулированием дорожного движения; сообщения vQ дополнительно учитывает затраты времени на пассажирообмен; эксплуатационная v3 дополнительно учитывает затраты времени на простой автобусов на конечных пунктах); необходимое число автобусов в часы пик Апик = QmKToб/(60q), где QПИК — пассажиропоток на наиболее пассажиронапряженном перегоне маршрута в час пик; q — вместимость автобуса.
Основной формой организации перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах является движение по расписанию. В этом случае основным документом, определяющим организацию работы автобусов, является маршрутное расписание, которое устанавливает время начала и окончания каждого рейса, время прибытия на остановочные пункты, время обеда водителей и внутрисменных перерывов (отстой автобуса).
От рациональности маршрутного расписания зависят следующие показатели обслуживания пассажиров:
• наименьшее время ожидания пассажиров автобуса и поездки к месту назначения;
• приемлемое по показателям качества перевозок наполнение автобусов по всем перегонам маршрута;
• высокая регулярность на протяжении всего периода движения;
• согласованный график движения автобусов с пересадочными пунктами других видов транспорта;
• выполнение плановых показателей работы АТО;
• эффективный режим работы и отдыха водителей.
Для соответствия режимов работы автобусов колебаниям пассажиропотока маршрутные расписания составляют на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а также отдельно для рабочих, субботних и воскресных дней. Для отдельных маршрутов могут составляться маршрутные расписания и на другие отдельные периоды года, месяца, дня недели, времени и т.п.
Из маршрутного расписания формируется автобусное расписание, которое удобно использовать пассажирам, и диспетчерское расписание, содержащее информацию о движении автобусов всех маршрутов через соответствующий пункт.
Условия использования автобусов на каждом маршруте различаются по характеру распределения пассажиропотоков по времени, что должно учитываться при определении продолжительности смены водителей, времени нахождения автобуса в наряде, времени начала работы, окончания и продолжительности перерывов.
Для повышения эффективности работы автобусов на городских маршрутах могут использоваться строенная (на одном автобусе работают три водителя) и полуторная (на двух автобусах работают два постоянных и один подменный водитель) формы организации труда водителей.
Совокупность автобусных маршрутов образует автобусную сеть города. Степень охвата города или отдельного района автобусной сетью характеризуется несколькими показателями. Маршрутный коэффициент г\и равен отношению суммарной длины маршрутов к суммарной длине улиц, по которым проходит хотя бы один из маршрутов. Плотность маршрутной сети 5 равна отношению суммарной протяженности уличной сети, по которой проходят маршруты к площади застроенной части города или района.
Заказные автобусные и таксомоторные перевозки предназначены для доставки пассажиров по их желанию и не имеют заранее определенных маршрутов. Значительную часть заказных автобусных перевозок составляют туристские перевозки.
Контроль работы автобусов является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров. Классификация методов контроля работы маршрутных автобусов представлена на рис. 8.1.
Сравнительная характеристика приведенных на рис. 8.1 методов контроля работы маршрутных автобусов приведена в табл. 8.1.
Визуальный контроль работы автобусов линейными диспетчерами не отвечает современным требованиям к качеству пассажирских перевозок, поскольку даже при наличии простейших технических средств в виде штамп-часов не может обеспечить достоверность отчетных данных. Получение данных только после окончания рейсов снижает возможности оперативного вмешательства для внесения корректировок в план работы автобусов.
Трассировщики — это устройства для отслеживания трассы и режимов работы автобусов. Гироскоп в сочетании с часами и датчиком пройденного пути позволяет записывать трассу движения автобуса и продолжительность остановок. Более точно трасса движения автобуса может определяться при наличии навигационной системы. Карточка памяти извлекается из устройства после окончания рейса или смены, и ее данные сравнивают с плановыми.
Стандартным техническим средством для контроля работы АТС является тахограф. В странах Западной Европы его установка на автобусы с числом мест более восьми является обязательной. Однако даже цифровой тахограф записывает только время стоянки или движения АТС с определенной скоростью. По этим данным невозможно точно установить трассу движения автобуса, однако его использование весьма эффективно для документального учета фактической работы автобуса.
Диспетчерское управление работой автобусов выполняется для коррекции режимов работы автобусов в соответствии с реальными условиями, задержками движения и техническими неисправностями.
В связи с работой автобусов на разветвленной дорожной сети эффективное диспетчерское управление работой автобусов основывается на использовании специальных технических средств. Отечественные технические средства развивались от простейших полуавтоматических систем, основанных на передаче данных от ПС на принципе индуктивности, до сложных систем оперативного управления, использующих многофазовые режимы в сочетании с навигационными спутниковыми системами. Использование диспетчерских систем оперативного управления (ДСОУ) позволяет получать объективную информацию о работе автобусов, быстро реагировать на нарушение планов и графиков и проводить систематический анализ эффективности работы общественного транспорта.
Основные функции ДСОУ можно разделить на две группы.
К первой группе относится организация контроля графиков движения автобусов: подготовка необходимых технических и технологических средств; разработка порядка их функционирования, нормативной базы и показателей; нормирование скоростей движения и составление расписания; организация выпуска автобусов на линию; подготовка мероприятий, используемых при необходимости коррекции работы автобусов.
Вторая группа — непосредственно контроль и оперативное управление: контроль выполнения графика движения каждым автобусом; проверка соответствия фактических показателей плановым; ввод в действие при необходимости корректирующих мероприятий; подведение итогов смены с оценкой регулярности движения автобусов.
В нашей стране наиболее распространена ДСОУ НЭЖАН, которая в зависимости от варианта исполнения может обслуживать до 600 автобусов. В настоящее время наиболее современной ДСОУ этого типа является система НЭЖАН-ТЕТРА, предназначенная для контроля за движением транспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки на городских и пригородных маршрутах, а также для передачи водителям управляющих команд на изменение запланированных режимов движения. Система может одновременно контролировать до 1 000 автобусов с семи диспетчерских рабочих мест. На маршрутах движения автобусов может быть установлено до 8 000 радиомаяков.
Технологические задачи управления перевозками, решаемые системой НЭЖАН-ТЕТРА, следующие:
• контроль выпуска и возврата транспортных средств в пассажирские АТО;
• передача водителям суточного наряда на выпуск в виде сообщений на экране сотового телефона при выезде транспортных средств из АТО;
• контроль времени работы водителей в наряде;
• выявление фактов нарушений водителями плановых режимов движения;
• выявление сходов транспортных средств и обеспечение их своевременной технической помощью;
• анализ качества выполнения водителями графиков движения в реальном масштабе времени;
• установление сеансов речевой связи между водителями и персоналом центра управления движением;
• передача (при необходимости) экстренных вызовов по инициативе водителей;
•анализ результатов выполненной транспортной работы по каждому водителю, бригаде, колонне, АТО или в целом по городу;
• предоставление форм диспетчерской отчетности о выполнении транспортной работы за заданный период (сутки, декаду, месяц и т.д.).
На автобус устанавливают устройство, которое принимает сигналы от радиомаяка и обеспечивает по сотовой связи обмен данными и речевой канал связи между ПС и диспетчером. Затраты, связанные с проектированием и внедрением системы, в значительной степени зависят от параметров транспортной сети города (числа транспортных средств, маршрутов, графиков, протяженности маршрутов и т.д.) и расценок оператора сотовой связи.
Более совершенными являются ДСОУ разработки НПП «Транснавигация», построенные на основе спутниковых навигационных систем и предназначенные для использования при городских, пригородных и междугородних перевозках. Необходимо отметить, что из отечественных систем только ДСОУ разработки НПП «Транснавигация» имеют полноценное, интегрированное с используемыми техническими средствами и информационной системой АТО специализированное программное обеспечение, которое включает в себя следующие автоматизированные рабочие места:
• администратор системы;
• кадры;
• технический отдел;
• табель;
• таксировка;
• касса;
• плановый отдел; « заработная плата.
Автоматизированное рабочее место диспетчера является одним из базовых рабочих мест АТО, обеспечивает как оперативную корректировку режимов работы на линии, так и дальнейшую обработку путевых листов и предназначено для выполнения следующих функций:
• ведение справочников видов расписания (будничное, субботнее, воскресное);
• формирование и корректировка маршрутной сети АТО;
• формирование и корректировка режимов работы на маршруте;
• получение необходимых выходных форм.-
Из зарубежных систем, представленных на российском рынке, возможностями, аналогичными возможностям системы НПП «Транснавигация», обладает только интегрированная система для городского транспорта фирмы Siemens VDO' — VICOS-LIO, которая относится к классу автоматических систем определения местоположения и управления транспортными средствами — AVLC (Automatic Vehicle Location and Control). Ee основное достоинство — более высокая надежность технических компонентов. В состав системы V1COS-LSO входят следующие компоненты:
• центр управления;
• мобильное оборудование на ПС;
• цифровые и голосовые каналы связи;
• оборудование для обеспечения приоритета движения общественного транспорта;
• информационная управляющая система автопарка;
• программное обеспечение для планирования и анализа эффективности работы общественного транспорта.
В системе VICOS-LIO используется программное обеспечение DIVA фирмы MDV2, которое позволяет построить согласованные расписания движения автобусов, провести статистическую обработку и анализ результатов работы транспортных средств и водителей.
С началом рыночных реформ в экономике Российской Федерации перевозочные услуги населению стали предоставлять перевозчики разных форм собственности. Для учета новых условий необходимо построение принципиально новой системы управления пассажирским транспортом города, которая должна обладать следующими особенностями:
• иметь общегородской статус с распространением на все виды наземного пассажирского транспорта;
• обеспечивать четкую процедуру конкурсного отбора перевозчиков для выполнения транспортных услуг;
• выполнять обработку и анализ контрольной информации о работе перевозчиков на линии;
• автоматизировать оперативное управление перевозками на общегородском уровне.
Схема работы общегородской системы управления автобусным транспортом приведена на рис. 8.2.
Для оперативного управления перевозками Организатор перевозок создает единую диспетчерскую службу, основой которой может являться существующая структура линейных диспетчерских организаций автобусного и электрического транспорта.
Единая диспетчерская служба Организатора перевозок в соответствии с заключенными договорами контролирует их фактическое выполнение и решает оперативные вопросы в случае сбоев в движении, поломки ПС, нарушений расписания движения и т. п.
1 Сайт фирмы Siemens VDO Automotive: www_hpw.ch.
2 Сайт фирмы MDV: www.mentzdv.dejen.
Основными задачами единой диспетчерской службы являются контроль выполнения перевозчиками требований нормативных документов по ОБДД; учет времени прибытия автобусов на начальный пункт маршрута и их возвращения; оперативное принятие мер по замене автобусов, которые не прибыли для обслуживания маршрута или вышли из строя на линии.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114