logo
Лекц

6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России

Регионы Российской Федерации по своим экономическим осо­бенностям можно подразделить на четыре группы:

• индустриальные районы с развитой топливно-энергетичес­кой базой и добывающей промышленностью (Сибирь, Урал, Даль­ний Восток);

• районы газо- и нефтедобычи (север Сибири, Поволжье, Се­верный Кавказ);

• районы с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности (центр и северо-запад европейской части Рос­сийской Федерации);

• сельскохозяйственные районы (южные и центрально-черно­земные районы европейской части Российской Федерации).

В соответствии с региональными особенностями наблюдаются устойчивые грузопотоки в широтном и высотном направлениях, по которым перевозка грузов осуществляется за счет мощных транспортных магистралей трубопроводного и железнодорожного транспорта. Внутренний водный транспорт основную роль играет в перевозках по высотным направлениям, морской транспорт вы­полняет экспортно-импортные перевозки. Основными морскими

портами Российской Федерации являются Архангельск, Мур­манск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Влади­восток, Находка, формирующие мощные транзитные потоки, связывающие континентальные районы Российской Федерации с зарубежными странами. В связи с большим грузопотоком с евро­пейскими странами для перевозки грузов широко используются порты Прибалтики и Финляндии.

Примерное распределение перевозок между различными вида­ми транспорта приведено в табл. 6.15.

Автомобильный транспорт играет главную роль при доставке готовой продукции потребителям. Производители дорогостоящей продукции предпочитают использовать AT для доставки своих гру­зов даже при значительных расстояниях транспортирования. Про­игрывая другим видам транспорта по стоимости перевозок (кроме воздушного), AT существенно опережает их по срокам доставки, гибкости и качеству обслуживания потребителей.

Соотношение видов транспорта значительно меняется в раз­ных районах и при перевозке различных грузов. Так, при средней доле внутреннего водного транспорта в общем грузообороте 3,3 %, в Поволжье и на юге России он выполняет около 25 %, а на Даль-

нем Востоке — 13 % грузооборота. Внутренний водный транспорт перевозит около 20 % минеральных строительных материалов и 30 % леса. В настоящее время только около 5 % нефти перевозится по железной дороге. Вся остальная нефть транспортируется трубо­проводным транспортом.

На распределение перевозок существенно влияют затраты на топливо, и степень этого влияния в дальнейшем будет возрастать. Наименее энергоемкими являются железнодорожный, водный и трубопроводный транспорт. В табл. 6.16 приведены сравнительные показатели энергозатрат и средней скорости доставки грузов на разных видах транспорта.