9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
В автотранспортных предприятиях и организациях должен проводиться учет и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.
Общими задачами учета и анализа ДТП на предприятиях, в организациях, учреждениях является оценка состояния БДД и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.
Учет ДТП в АТО осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по организации.
Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств. Предприятия и организации ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими.
При анализе структуры аварийности используют удельные и относительные показатели аварийности, объектами сопоставления при таком анализе могут быть:
виды ДТП;
типы и марки транспортных средств;
группы водителей с разным стажем (общим и в организации), возрастом, другими особенностями;
регулярные маршруты, обслуживаемые организацией;
подразделения организации (колонны, отряды, бригады) и др.
При этом сопоставление производится также со средними значениями соответствующих показателей по отрасли.
Для детализации причин аварийности проводят анализ по времени и месту совершения ДТП, виду и характеру перевозки, видам нарушений ПДД, в зависимости от продолжительности работы на линии и т.д. Целью анализа является выявление условий, характеризующихся повышенной частотой совершения ДТП или повышенной тяжестью последствий.
Анализ аварийности завершается построением матрицы причины ДТП —мероприятия (или направления деятельности) по устранению причин ДТП.
При выявлении причин ДТП используют также материалы служебных расследований, проводят опросы водителей и специалистов ATO.
Для проведения анализа аварийности в АТО необходимо иметь и накапливать не только данные о ДТП, но и данные о последствиях ДТП; данные о парке транспортных средств, о водительском составе (сведения о водителях, как правило, накапливают и обобщают в карточках персонального учета водителей); данные о скоростных режимах движения (средних скоростях, заложенных в расписании); данные о нарушениях ПДД и принятых мерах; сведения о реализации запланированных мероприятий по БДД (число проверок, медицинских осмотров, инструктажей и т.д.).
Для анализа и оценки профилактической работы по БДД целесообразно применять так называемые неаварийные показатели. Их использование обусловлено, во-первых, тем, что часто данных об аварийности недостаточно для анализа и оценки аварийности, а во-вторых, неаварийные показатели позволяют реагировать на симптомы неблагоприятных тенденций до того, как они станут причинами ДТП.
Приведем перечень показателей, разделенных по основным задачам деятельности по предупреждению ДТП.
1. Обеспечение надежности водительского состава.
1.1. Аварийные показатели:
• число ДТП, погибших и раненых в ДТП по вине водителей;
• коэффициент виновности в разных классах ДТП (отношение ДТП по вине водителей к ДТП с участием транспортных средств ATO).
1.2. Неаварийные показатели:
• число выявленных нарушений ПДД водителями на линии по отношению к числу проверок;
• число водителей в «опасном состоянии» (нетрезвом, переутомленном, болезненном), отстраненных после предрейсового медицинского осмотра;
• число нарушений ПДД, число водителей с неоднократными нарушениями ПДД;
• число водителей, повысивших свою квалификацию;
• число водителей со стажем работы до 1 года.
2. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации.
2.1. Аварийные показатели:
• число ДТП по причине технической неисправности транспортных средств;
• удельная тяжесть последствий, связанная с неисправностью транспортных средств.
2.2. Неаварийные показатели:
• число сходов транспортных средств с линии по технической неисправности;
• число транспортных средств, выявленных на линии с техническими неисправностями;
• число транспортных средств, не оснащенных необходимыми приборами и оборудованием;
• число транспортных средств со сроками эксплуатации, превышающими нормативные.
3. Обеспечение безопасности при организации перевозочного процесса.
3.1. Аварийные показатели:
• число ДТП, совершенных водителями после 8 ч работы на линии;
• число ДТП, совершенных водителями при использовании автомобиля в личных целях;
• число ДТП, совершенных неопытными водителями (со стажем работы от 1 до 3 лет).
3.2. Неаварийные показатели:
• число выявленных нарушений режимов труда и отдыха водителей и нарушений Правил перевозки пассажиров и грузов;
• частота проведения линейного контроля;
• число (процент) водителей, не охваченных предрейсовым медицинским осмотром.
4. Обеспечение безопасных условий работы водителей на линии.
4.1. Аварийные показатели — число ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий.
4.2. Неаварийные показатели:
• число маршрутов, на которых не обследовались дорожные условия в установленные сроки;
• число (процент) маршрутов регулярных перевозок, на которые не составлены паспорта и схемы маршрутов с указанием опасных мест;
• число сходов транспортных средств с линии из-за неблагоприятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.
Перечисленные показатели можно считать потенциальными носителями причин ДТП.
Увеличение значений аварийных и неаварийных показателей с большой вероятностью свидетельствует о наличии проблем БДД, т.е. отклонений в работе служб АТО по ОБДД.
Итак, на основании анализа аварийности (сопоставительного анализа динамики и структуры аварийности), анализа единичных ДТП (в ходе и по материалам служебных расследований), анализа неаварийных показателей, анализа практики реализации мероприятий по БДД в АТО, анализа выполнения требований нормативных документов выявляются основные причины ДТП, формируются проблемы (узкие места, недостатки) в деятельности АТО по БДД, определяются задачи, основные направления деятельности по устранению выявленных причин, проблем.
Результаты проведенного комплексного анализа являются базой для формирования плана (программы) конкретных мероприятий по БДД.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114