2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
Затраты АТО на выполнение перевозок в денежной форме представляют собой эксплуатационные расходы, а рассчитанные на единицу транспортной продукции называются себестоимостью перевозок и на AT исчисляются в р./(т- км), р./км, р./т или р./ч в зависимости от способа фиксации величины работы АТС.
Структура себестоимости — это состав и соотношение статей расходов и элементов затрат в общих эксплуатационных расходах.
На AT принято рассчитывать и составлять отчеты по себестоимости перевозок по следующим статьям:
• основная и дополнительная заработная плата водителей с начислениями;
• затраты на топливо — учитывают кроме затрат на топливо, израсходованное при работе на линии, затраты на топливо, используемое на внутригаражные нужды;
• затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
• затраты на износ и ремонт автомобильных шин;
• затраты на техническое обслуживание и ремонт ПС;
• амортизационные отчисления на восстановление ПС;
• накладные расходы на функционирование АТО.
Для оперативного упрощенного планирования затрат на перевозки их можно представить в виде переменной (зависящей от пробега ПС) и постоянной (не зависящей от пробега ПС) составляющих.
К переменным относятся расходы, связанные с работой ПС и рассчитываемые на 1 км пробега. К таким расходам относятся затраты на топливо и эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и ремонт, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и приобретение шин и т.п.
К постоянным относятся расходы, рассчитываемые на календарное время пребывания ПС в АТО. Такие расходы не зависят от того, где находится АТС: на линии, в парке или ремонте. К постоянным расходам относятся затраты на содержание территории и зданий АТО, хозяйственные расходы, налоги и сборы, затраты на заработную плату управленческого аппарата и т. п.
Себестоимость перевозок С через постоянную Спост и переменную Спер составляющие можно выразить следующими формулами:
для грузовых перевозок
Себестоимость перевозок определяет тарифы на перевозки с учетом необходимого уровня рентабельности работы АТО для возможности расширенного воспроизводства.
Транспортными тарифами называется система цен, по которой взимается плата за перевозки.
Снижение себестоимости перевозок является важным средством снижения тарифов и, как следствие, привлечения дополнительных клиентов. Основные методы снижения себестоимости заключаются в повышении производительности ПС за счет увеличения количества груза, перевозимого за одну ездку, сокращения непроизводительных простоев и холостых пробегов, повышения скорости движения. Снижение затрат достигается за счет экономии автомобильного топлива, использования более нового и совершенного ПС, уменьшения накладных расходов и сокращения вспомогательного персонала АТО.
Грузовые тарифы возмещают затраты на транспортирование продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на транспорте. Таким образом, размер средней тарифной ставки определяется из соотношения
T= C+П,
где С — себестоимость перевозок; П — прибыль перевозчика.
При определении тарифов необходимо учитывать снижение себестоимости с увеличением расстояния перевозок. Этому принципу соответствует дифференцированная система построения тарифов, когда покилометровая ставка тарифа экспоненциально снижается с увеличением расстояния перевозки груза. Обычно снижение ставки ограничивают рациональной дальностью перевозки. Сверх этого расстояния значение ставки остается постоянным или даже увеличивается. Это позволяет перевозчику компенсировать повышение затрат, связанных с нерациональным использованием ПС.
Система постоянных ставок не учитывает изменение тарифа с ростом расстояния перевозки груза. В этом случае могут учитываться другие факторы (тип ПС, срочность перевозки и т.п.).
Аккордная система предусматривает фиксированную оплату за перевозки.
В настоящее время на услуги грузового AT установлены свободные цены, уровень которых определяется конкурентной средой и фактическими затратами перевозчика. Для удобства выполнения расчетов с клиентами АТО разрабатывает собственную тарифную систему, которая зависит от специфики работы организации, конкретных условий доставки грузов, объемов перевозки и т.п.
На AT наибольшее распространение получили следующие схемы формирования грузовых тарифов.
Повременные тарифы используются при предоставлении клиенту ПС на определенное время, когда невозможно или нерационально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на 1 ч,'зависит от типа ПС и может учитывать пробег, выполненный ПС за время использования. Также обычно для компенсации повышенных накладных расходов при незначительном времени использования ПС устанавливается минимальная плата за предоставление АТС.
Покилометровые тарифы предусматривают оплату в зависимости от модели и типа ПС исходя из величины пробега. Обычно эта схема тарифов используется при выполнении междугородних и международных перевозок или при перемещении самих АТС (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам H T.n.).
Сдельные тарифы целесообразно использовать, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза, поскольку в этом случае создается объективная необходимость в повышении производительности АТС и снижении затрат, что позволяет получить коммерческую выгоду при выполнении перевозок. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния перевозки груза, размера отправки и класса груза.
В условиях свободной цены на услуги AT тариф на перевозку груза определяется себестоимостью перевозок и уровнем конкуренции.
Себестоимость перевозки 1 т груза можно определить по формуле
Тогда рентабельность, %, перевозки 1 т груза составит
где dT — тариф за перевозку 1 т груза.
При заданном уровне рентабельности rТ величина тарифа составит
Рассчитанные значения тарифов для удобства использования в АТО и клиентами обычно оформляют в виде таблиц. Таблицы могут иметь различную форму в зависимости от принятой на АТО схемы формирования тарифов. Образцы построения тарифов для основных схем формирования тарифов приведены в табл. 2.4 — 2.6.
Тарифные системы на автобусном транспорте делятся на две группы в зависимости от учета расстояния в стоимости поездки.
При едином тарифе стоимость проезда не зависит от расстояния в пределах одного маршрута. Достоинство единого тарифа
простота использования, поэтому такой тариф применяют в городах и крупных населенных пунктах, недостаток — отсутствие связи между оплатой и затратами на перевозку конкретного пассажира. Стоимость проезда определяется соотношением
где Тр — расчетный тариф на 1 км пробега; lеп — средняя дальность поездки пассажира.
Тарифами по расстоянию предусмотрена плата в зависимости от расстояния поездки. При этих тарифах автобусный маршрут делится на участки (пояса), состоящие из нескольких перегонов. Протяженность тарифных участков на маршруте может быть одинакова или различна. В соответствии с системой оплаты тарифы по расстоянию подразделяют на следующие виды:
• отрубной участковый (предусматривает оплату каждого тарифного участка по одинаковой ставке, применяется в небольших городах и на пригородных маршрутах);
• перекрывающий участковый (допускает начинать следующий участок раньше, чем настанет конец предыдущего участка, позволяет учитывать особенности конкретных пассажиропотоков на маршруте);
• скидочный участковый (предусматривает оплату одновременно нескольких участков по меньшей стоимости, чем сумма тарифов по этим участкам, применяется на дальних маршрутах).
Оплата поездок в автомобилях-такси производится чаще всего по комбинированному тарифу за каждый километр пробега, каждый час простоя у клиента и за подачу автомобиля.
При выполнении автобусами или легковыми автомобилями специальных перевозок (туристские, заказные или экскурсионные) применяют повременные тарифы.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие транспортного процесса и его элементов.
2. Дайте характеристику системы технико-эксплуатационных показателей оценки состояния и использования автомобильного парка.
3. Как влияют эксплуатационные факторы на производительность подвижного состава?
4. Перечислите показатели использования подвижного состава, приведите порядок их расчета.
5. Назовите виды маршрутов, достоинства и недостатки организации перевозок по разным маршрутам.
6. Дайте характеристику кольцевым маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на кольцевых маршрутах.
7. Дайте характеристику развозочно-сборочным маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на развозочно-сборочных маршрутах.
8. Что такое себестоимость автомобильных перевозок, какова ее структура?
9. Приведите системы и схемы построения тарифов на автомобильные перевозки.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114