logo
Лекц

6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом

К специализированному подвижному составу (СПС) относятся АТС, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованные различными приспо­соблениями и устройствами, обеспечивающими сохранность гру­зов и механизацию или автоматизацию выполнения ПРР. Основ­ные типы СПС приведены в табл. 6.2.

К достоинствам использования СПС можно отнести:

повышение сохранности груза за счет исключения воздействия на груз окружающей среды;

снижение вредных последствий перевозки на окружающую среду и людей (пыление, испарения и т.д.);

снижение доли ручного труда при выполнении ПРР;

уменьшение расходов на тару и упаковку.

К недостаткам использования СПС можно отнести:

снижение на 10...20% грузоподъемности АТС;

повышенная в 1,5 — 2 раза стоимость СПС по сравнению с ба­зовым универсальным ПС;

невозможность загрузки СПС в обратном направлении.

Таким образом, эффективность использования СПС должна определяться как с учетом производительности и себестоимости эксплуатации СПС в АТО, так и с учетом снижения себестоимо­сти выполнения ПРР и затрат грузоотправителя на подготовку груза.

При необходимости достижения максимальной производитель­ности ПС область эффективного использования СПС можно оце­нить по равноценному расстоянию перевозки

г де tп-pвремя, на которое сокращается простой при выпол­нении ПРР на СПС; qнвеличина снижения грузоподъемно­сти СПС по сравнению с универсальным АТС.

При расстоянии перевозки, меньше /р, СПС будет обеспечи­вать большую производительность по сравнению с универсаль­ным ПС.

При необходимости обеспечения минимальных затрат на пе­ревозки следует использовать критерий равноценной себестоимо­сти:

г де СПОСТ, Спер — изменение соответственно постоянной и переменной составляющей себестоимости перевозок при ис­пользовании СПС.

Время простоя СПС при выполнении ПРР обычно устанавливает­ся по аналогии с бортовым ПС, самосвалами или фургонами. При наличии специализированного оборудования нормативное время простоя может устанавливаться исходя из его производительнос­ти. Для цистерн время простоя под погрузкой или разгрузкой можно ориентировочно принять исходя из норматива 4 мин/т.