8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
Пассажирские перевозки обеспечивают потребности населения в передвижении, и часто эта потребность может быть удовлетворена только с их помощью.
Основные требования к пассажирским перевозкам AT установлены в ГОСТ Р 51825 — 2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».
В зависимости от степени участия пассажира в установлении параметров предоставляемой услуги перевозки подразделяют на следующие группы:
• заказные перевозки (пассажир определяет маршрут, места остановок и время отправления);
• маршрутные такси (пассажир определяет места остановок, а маршрут и расписание движения установлены заранее);
• маршрутные перевозки (все параметры перевозок установлены заранее независимо от пассажира).
По виду используемого на перевозках ПС перевозки подразделяют на автобусные, грузовыми автомобилями, специально оборудованными для перевозки пассажиров, легковыми автомобилями. В зависимости от принадлежности ПС следует различать перевозки транспортом общего пользования, ведомственным транспортом и личными АТС.
Основная нагрузка по удовлетворению спроса населения на пассажирские перевозки ложится на автобусные перевозки, которые в зависимости от вида сообщения подразделяются на городские, пригородные, междугородние и международные. В зависимости от вида сообщения на маршруте используется различный ПС и применяются соответствующие технологии организации работы автобусов.
В зависимости от регулярности выполнения перевозки подразделяют на регулярные и нерегулярные (разовые).
По форме организации перевозки могут быть:
маршрутными — выполняются по утвержденным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах. Как правило, такие перевозки выполняются по расписанию или автобусы следуют через определенный интервал;
заказными — осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения;
прямыми смешанными (мультимодальными) — выполняются несколькими видами транспорта с предоставлением пассажиру единого проездного документа. В этом случае автобусный транспорт, как правило, выполняет роль доставки пассажиров к магистральным видам транспорта, когда их терминалы удалены от мест проживания (аэропорты, морские порты и т.п.).
В зависимости от назначения перевозки подразделяют:
на публичные (общедоступные) — предназначены для обслуживания населения. Автобусы или такси, выполняющие такие перевозки, обычно имеют отличительные признаки в виде специальной окраски (ГОСТ 24348 — 80 «Автобусы городские и дальнего следования. Цветографические схемы. Общие технические требования» (с изм. от 01.03.1988)), особого номерного знака, маршрутного указателя и т.п.;
служебные — связаны с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками в течение рабочего дня;
школьные — организуются для доставки школьников к месту учебы и обратно. Как правило, такие перевозки связаны с повышенными мерами безопасности, а автобусы для их выполнения традиционно окрашивают в желтый цвет;
туристские — предназначены для перевозки организованных групп туристов, проведения экскурсий и т.п.;
специальные — выполняются заказными автобусами или легковыми АТС по договорам или предварительным заказам.
Индивидуальная потребность в передвижении населения удовлетворяется за счет таксомоторных перевозок и перевозках на личных автомобилях.
Услуги, не связанные с перевозкой пассажиров и багажа, но имеющие к ним непосредственное отношение, включают в себя:
продажу проездных документов;
информационные услуги;
оказание услуг в помещениях для ожидания и отдыха пассажиров, медпунктах;
санитарно-гигиенические услуги;
хранение и обработку багажа.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114