logo
Лекц

6.3.4. Контейнерные перевозки

Контейнерные и пакетные перевозки — один из важнейших резервов повышения производительности и снижения себестои­мости перевозок грузов.

Транспортный процесс перевозки контейнеров в общем случае включает в себя следующие элементы:

• подача порожнего контейнера к месту загрузки;

• загрузка груза в контейнер;

• установка контейнера на АТС и транспортирование к месту назначения;

• снятие контейнера с АТС;

• разгрузка контейнера;

• установка порожнего контейнера на АТС и доставка к месту погрузки.

Такая технология требует наличия оборотного парка контейне­ров для того, чтобы загрузка происходила до прибытия, а разгруз­ка контейнеров — после отбытия АТС. При прямых ГАП число используемых контейнеров зависит от числа АТС, осуществляю­щих перевозку, и числа ПРМ, обслуживающих эти перевозки, и определяется равенством интервала движения АТС /а и ритма по­грузки контейнеров RП:

где toвремя оборота АТС; t0K — время оборота контейнера; nк — число контейнеров, одновременно находящихся на АТС; Хкобщее число контейнеров, участвующих в перевозке.

Необходимое число контейнеров для выполнения перевозок составит

При расчете времени погрузки-разгрузки учитывают число за­гружаемых или разгружаемых контейнеров. Время, необходимое для установки или снятия одного контейнера, можно ориентиро­вочно принять в соответствии с табл. 6.4.

Если погрузка или разгрузка контейнеров происходит без сня­тия их с ПС, время простоя можно принять по табл. 6.5.

При перевозке грузов в контейнерах объем перевезенного гру­за рассчитывают по номинальной массе брутто контейнера, а не по фактической массе загруженного в него груза. Однако учет при планировании перевозок фактической полной массы контейне­ров позволяет более эффективно использовать ПС, поскольку, как правило, в контейнерах перевозят легковесные грузы и за счет этого можно за одну ездку перевезти большее число контейнеров.

Движение ПС при доставке контейнеров может быть организо­вано по следующим схемам:

• маятниковый маршрут со снятием контейнера с ПС в пункте назначения;

• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения гру­женого контейнера на другой груженый;

• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения гру­женого контейнера на порожний контейнер;

• маятниковый маршрут с загрузкой и (или) выгрузкой груза из контейнера без снятия его с ПС, что наименее эффективно, поскольку резко увеличивает время простоя АТС. Такую схему применяют при невозможности использования ПРМ для снятия контейнера или при использовании отцепных полуприцепов. При этой схеме не требуется наличие оборотного парка контейнеров;

• кольцевой маршрут с неоднократным обменом контейнеров при близком расположении грузополучателей и грузоотправите­лей.

Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из ПС должны осуществляться грузоотправителем или грузополучателем без привлечения к этим работам водителя (кроме управле­ния грузоподъемными устройствами, которыми может быть осна­щен ПС).

Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и крепления, отсутствия повреждений и правильности пломбировки. Крыши контейнеров должны быть очищены грузоотправителем от снега, мусора и по­сторонних предметов.

В последнее время большое развитие получили перевозки с использованием съемных кузовов. Съемный кузов — это самонесу­щая грузовая единица закрытого или открытого типа стандарти­зированных габаритных и присоединительных размеров, предназ­наченная для перевозки грузов различными средствами транспорта без необходимости перегрузки и расформирования груза.

Технологически перевозки съемных кузовов аналогичны кон­тейнерным перевозкам, но съемные кузова имеют следующие преимущества:

• более низкая цена по сравнению с аналогичным контейне­pом;

• съемные кузова позволяют использовать более дешевые АТС (шасси);

• АТО может иметь более широкую гамму специализированных кузовов, в максимальной степени соответствующих структуре пе­ревозимых грузов;

• в случае аварии АТС съемный кузов можно транспортировать на другом АТС;

• при комбинированных перевозках съемный кузов по сравне­нию с полуприцепом имеет меньшую массу тары;

• для снятия или установки съемного кузова на АТС не требует­ся специальная погрузочная техника, так как это происходит за счет снижения давления в пневматической подвеске АТС.

В то же время съемный кузов менее долговечен по сравнению с контейнером, не может использоваться в морских перевозках и обеспечивает меньшую защиту груза, поскольку имеет, как пра­вило, тентовое покрытие. Кроме того,.АТС с пневматической под­веской дороже АТС с обычной, рессорной подвеской.