logo
Лекц

9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения

Сфера ОБДД представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов дорожно-транспортно­го комплекса (ДТК), состоящую из субъектов транспортной, до­рожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения. К объектам ОБДД относятся транспортные средства; участники дорожного движения; дороги и придорожные устройства и обору­дование; технические средства; специалисты по организации и управлению дорожным движением и т.д.

Решение проблем, связанных с БДД, зависит от качества функ­ционирования всех ее элементов на этапах разработки (при про­ектировании), изготовления (при производстве, обучении) и экс­плуатации (при использовании по назначению), от их правиль­ной организации, наличия средств технического и экономичес­кого анализа и использования научных достижений в данной об­ласти.

Таким образом, сфера ОБДД представляет собой совокупность разнородных взаимодействующих между собой функциональных элементов, связанных общей целью функционирования — повы­шение БДД, т.е. обладает признаками сложных систем. К ней при­менимы и все системные атрибуты — цель, структура, процесс (алгоритм), качество (эффективность) функционирования, а также техническая, технологическая и иная реализуемость.

Согласно общей теории систем функционирование системы является процессом достижения поставленной цели при наличии ресурсов, определенной организационной структуры, технологи­ческих процессов и условий внешней среды. В идеальных условиях при оптимальной организационной структуре, выполнении всех нормативных требований и отсутствии отрицательных внешних воздействий (или быстрой адаптации к ним системы) цель будет достигнута.

В процессе функционирования система достигает определен­ного результата — эффекта. Под эффективностью системы пони­мается степень фактического достижения результата, т.е. степень достижения цели как степень соответствия действительного ре­зультата тому, который должен иметь место при всей полноте выполнения системой своей функции.

Эффективность системы зависит от того, насколько эффек­тивны ее подсистемы, и наоборот.

Для исследования процессов, протекающих в дорожно-транс­портной системе или ее подсистеме, используется совокупность методов и средств, обычно применяемых для анализа и синтеза функциональных или управляемых систем. Эти процессы рассмат­риваются с единых методологических позиций как управляемые динамические процессы, подчиняющиеся общим закономерно­стям, а сами системы — как в общем случае адаптивные системы управления и оценки эффективности и качества с обратной свя­зью и со всеми системологическими атрибутами, свойственными функциональным системам.

Отсюда вытекает фундаментальная задача определения всех видов системной деятельности и построения структуры системы на основе ее первичных элементов — субъектов разных видов де­ятельности, качество и эффективность работы которых в основ­ном и определяют уровень БДД. Общие принципы организации любой деятельности как целенаправленного, а значит, управляе­мого процесса излагаются в литературе по теории управления, они многократно проверены практикой реализации на огромном множестве систем, устройств, процессов. Решение задачи фор­мализации деятельности системы предопределяет возможность оценки множества частных видов деятельности по ОБДД с пози­ций общей теории управляемых систем. В частности, эта деятель­ность может быть представлена в виде обобщенной структуры, эквивалентной функциональной и математической модели дея­тельности.

Количественно цели системы устанавливаются нормативами и целевыми показателями, по которым осуществляется оценка эф­фективности функционирования системы. Целевой норматив — как массив целей, или целевое обеспечение, — это обоснованные показатели функционирования системы и ее подсистем при пол­ном достижении поставленных перед ними целей в заданный мо­мент времени. Степень достижения поставленных перед системой и ее подсистемами целей в рассматриваемый момент времени оценивается в форме отношения целевого значения показателя функционирования системы к его текущему значению.

Формально структура модели любой частной деятельности как воздействия на объект системного управления в приложении к системе управления БДД в общем виде представляется преобразованием потребностей общества П в массивы соответствующих им целей и показателей функционирования системы как измери­телей желаемого результата управления (рис. 9.1)1. На входы уп­равляемых объектов, в качестве которых выступает функциональ­ная деятельность того или иного субъекта, в соответствии с целя­ми подается вектор множества сигналов хпх(7) различной приро­ды, преобразуемый далее в фактически реализуемый результат — вектор выходных сигналов xBblx(t). Принцип управляемости в любой деятельности обеспечивается наличием в системе каналов обратной связи, которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и вы­ходными сигналами.

При этом может быть использована любая степень детализа­ции, т.е. под объектом управления можно рассматривать как лю­бой субъект транспортной деятельности, так и конкретный вид этой деятельности.

Сигналы представляют собой материальные, информационные, финансовые и иные потоки. Входные сигналы — это мероприятия по повышению БДД, включающие в себя команды (распоряже­ния, инструкции, законы, стратегии), ресурсы (материальные и

финансовые вложения) и т.д. Внешние сигналы представляют собой различные возмущающие помехи, обусловливающие не­определенность в понимании природы блоков, несовершенство технических средств, нестабильность объекта управления и т.п. Характер выходных сигналов — это система показателей резуль­татов функциональных процессов (промежуточные координаты) и далее обеспечиваемый субъектом уровень БДД. Такое представ­ление системы дает возможность сравнения и оценки эффектив­ности деятельности субъектов и всей системы в целом.

Объект управления ОУ можно охарактеризовать множеством W пар вход —выход. Тогда модель деятельности любого объекта управления определяется следующей тройкой: xвх(t), xBbIX(t), W, где Wотношение, определяющее зависимость выхода от входа.

Таким образом, основной принцип построения показателя эффективности имеет вид

На практике, например при оценке экономической эффектив­ности мероприятий по повышению БДД, измеряется экономи­ческий показатель достигнутого снижения уровня БДД — ущерба от ДТП и соотносится с затратами на эти мероприятия.

1 Федоров В.А., Кравченко П.А. Модель системы государственного контроля исполнения норм безопасности дорожного движения // Материалы 3-й Между­народной конференции «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах». — СПб. : Изд-во СПбГАСУ, 1998. — С. 11 — 17.

Также существует отслеживание различных внешних возмуща­ющих помех z (t), способных существенно влиять на БДД и иска­жать показатели эффективности работы системы. Для этого при­меняют корректировку показателей с учетом новых условий, к примеру изменения числа жителей рассматриваемой территории, числа транспортных средств, объема транспортной работы, мен­талитета участников дорожного движения.

Таким образом, оценка эффективности любого вида деятель­ности формально сводится к получению передаточных функций к каждой выходной или промежуточной координате от каждой вход­ной координаты — управляющей или возмущающей.

Итак, в сфере ОБДД все структуры — от правительственных до низовых, производственных — можно представить связанной по­следовательностью (рис. 9.2). Каждая структура этой последова­тельности функционально обязательна и выполняет только свои функции.

Реализация принципа управляемости в любой деятельности означает наличие полного набора функциональных и необходи­мых элементов в системе каналов обратной связи. Формально к

причинам принципиальной невозможности обеспечить в системе управляемые процессы с заданным качеством относятся как от­сутствие любого функционального блока или функциональной связи, так и дефекты в организации их деятельности. Как любая управляемая деятельность, деятельность в сфере ОБДД реализу­ется субъектом на основе вырабатываемых управляющим блоком 6 управляющих команд 21 с последующим сравнением в блоке 22 требуемых команд 21 с результатом производственной деятельно­сти 23, приведенным к блоку сравнения 22 в форме сигнала по каналу 24.

На новом иерархическом уровне вновь проявляется структура нового контура, управляемая деятельность которого организуется в рассматриваемом случае региональным административным ор­ганом власти. На этом уровне иерархии также вводятся каналы отрицательной обратной связи 25, 26, обслуживаемые соответ­ственно региональным и федеральным органом отраслевого кон­троля деятельности субъектов транспортной деятельности. После­дующая свертка контура деятельности, в свою очередь, выводит на структуру государственного контура с управляющим блоком министерств и ведомств 4, а далее управляющих блоков феде­рального правительства и МВД России 3 и законодательных орга­нов власти 2, преобразующих потребности общества / в массив государственных норм и правил управления всех отраслей систе­мы ОБДД. В этой структуре также предусмотрен канал отрица­тельной обратной связи 27, выполняющий функции автоинспек­ционного контроля (ГИБДД МВД России), который, как и дру­гие каналы, подготавливает решения для государственного орга­на управления БДД.

Основные функциональные элементы системы обеспечения безопасности ДТК представлены в подразд. 3.1.