logo
Лекц

6.3.3. Перевозки навалочных грузов

Перевозки навалочных грузов в больших объемах выполняются в строительстве, при разработке полезных ископаемых и в сель­ском хозяйстве.

Для перевозки навалочных грузов наиболее рационально ис­пользовать самосвалы или самосвальные автопоезда, которые обес­печивают быструю разгрузку. Тип самосвала должен соответство­вать особенностям перевозимого груза (см. табл. 6.2). При значи­тельных расстояниях перевозки, когда грузоподъемность ПС на­чинает играть главную роль, для перевозки навалочных грузов можно использовать универсальные автопоезда.

Объем навалочного груза, который может быть перевезен в АТС, необходимо рассчитывать по формуле, учитывающей объем «шап­ки», образующейся над верхней поверхностью открытого кузова:

VГ = VK + (bK/2)3tgαДВ

где VK — геометрический объем кузова; bкширина кузова; αдв — угол естественного откоса груза в движении. Максимальная масса перевозимого груза

где р — плотность груза.

Если QГ > qн, объем кузова не может быть использован полно­стью и в самосвал необходимо загрузить массу груза, соответству­ющую его номинальной грузоподъемности объемом VГ = qH/p.

Если QT < qH. объем кузова недостаточен для полной загрузки данного АТС. Степень использования грузоподъемности будет оп­ределяться соотношением массы груза и номинальной грузоподъ­емности АТС.

Необходимые справочные сведения по навалочным грузам при­ведены в табл. 6.3.

Время погрузки самосвала зависит от времени цикла экскава­тора и соотношения между грузоподъемностью ПС и ковша экс­каватора. Для уменьшения времени погрузки желательно, чтобы вместимость ковша была кратной грузоподъемности ПС. При этом необходимо учитывать, что для уменьшения динамической на­грузки на шасси самосвала при ссыпании груза экскаватором его ковш должен находиться на высоте не более 1 м над днищем ку­зова. Следует соблюдать следующие соотношения между грузоподъ­емностью ковша экскаватора и ПС:

мягкий грунт — 3;

тяжелый или смерзшийся грунт — 4;

скальный грунт —- 5.

Для самосвалов время простоя под погрузкой или разгрузкой можно ориентировочно рассчитывать исходя из 1 мин на каждую полную или неполную тонну груза. При погрузке или разгрузке вязких грузов (глина, строительный раствор, бетон, навоз) это время увеличивают приблизительно в 3 раза.

Перевозки однородных навалочных грузов от одного грузоот­правителя в адрес одного грузополучателя оформляют одной ТТН и одним актом замера или взвешивания.

Характерными особенностями карьерных перевозок являются значительный объем перевозок, непостоянство прохождения до­рог, повышенные требования к прочности ПС и т.п. Для таких перевозок используют карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 100 T.

Можно отметить следующие особенности использования АТС в карьерах:

• сложные условия движения со значительными уклонами до 8... 10 %, крутые повороты с радиусами 20...25 м на очень корот­ких маршрутах;

• необходимость частого проведения технического обслужива­ния и ремонта ПС в связи с тяжелыми условиями работы карьер­ных самосвалов;

• наличие нескольких технологических перерывов в течение смены для очистки и планировки забоя.

В карьере схема движения АТС может быть встречной (однопо­лосной или двухполосной), тупиковой или кольцевой. Выбор схе­мы движения зависит от дальности перевозки, ширины рабочих площадок и схемы установки экскаваторов, интенсивности и без­опасности движения, расходов на строительство дорог.

При использовании большого числа экскаваторов повысить эффективность использования ПС можно, не закрепляя самосва­лы за конкретным экскаватором, а направляя АТС к наименее загруженному экскаватору. Это требует наличия диспетчерского поста на въезде в зону погрузки, но существенно снижает про­стои самосвалов в ожидании погрузки.