4.4. Оперативное управление перевозками
Диспетчер — это работник, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи.
В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основным сотрудником, непосредственно организующим и управляющим процессом перевозки грузов.
Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следующие функции:
• выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на перевозку грузов и ее подготовка на основании заданий водителям;
• оперативное руководство работой ПС на линии;
• первичная обработка путевой документации;
• составление сменно-суточного отчета (диспетчерского доклада) по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие сутки и выполнению плана перевозок.
Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы АТС, график проведения технического обслуживания и перечень АТС, находящихся в ремонте. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, контролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию.
При оперативном управлении процессом работы ПС сотрудники диспетчерской группы:
поддерживают связь с пунктами отправления и прибытия ПС;
контролируют выполнение графика работы ПС; следят за выполнением наиболее важных перевозок, в случае необходимости переключая ПС между маршрутами и объектами обслуживания;
принимают необходимые меры для ликвидации простоев ПС;
направляют на линию по заявкам водителей АТС технической помощи.
Распоряжения, поступающие водителям от работников диспетчерской группы, являются обязательными.
При управлении перевозками особое внимание необходимо обращать на организацию надежного взаимодействия с клиентами (согласование графиков работы, оперативная связь и т.д.). Анализ причин невыполнения планов перевозок показывает, что в 80...90% случаев сбой перевозочного процесса возникает из-за плохой организации работ у клиентов, 5... 10% — по причине выхода из строя ПС и столько же из-за недисциплинированности водителей и диспетчеров.
Для быстрого принятия решений при оперативном управлении перевозками разрабатывают карты типовых действий диспетчера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения. Например, при поломке ПС на линии по степени эффективности диспетчер может принять одно из следующих решений:
• ввод резервного ПС;
• принятие сокращенного плана перевозок;
• переключение ПС с второстепенных на основные перевозки.
Каждый из вариантов заранее просчитывается, тем самым обеспечивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса.
В случае отсутствия надежной оперативной связи с водителями и особенно, когда на обслуживаемых объектах работает большое число АТС, необходимо организовывать работу линейных диспетчеров, основные функции которых заключаются:
в контроле над обеспеченностью объектов грузами и ПРМ;
контроле за соблюдением норм простоя ПС под погрузкой или разгрузкой и правильностью оформления путевой документации;
контроле за графиком работы АТС и ПРМ;
проверке состояния ПС и его готовности к погрузке;
наблюдении за выполнением заданных маршрутов движения ПС;
учете выполнения плановых заданий для ПРП и АТС;
переключении ПС на другие объекты работы (по согласованию с главным диспетчером) в случае сбоев в работе ПРП и корректировке графиков работы ПРП и АТС;
составлении актов претензий к работе ПРП, по качеству грузов и сверхнормативным простоям.
При организации перевозочного процесса объектом управления является локальная подвижная система автомобиль — водитель,
которая работает в условиях постоянно меняющихся ситуаций по месту работы и времени. Для эффективного контроля работы АТС на линии необходимо наличие оперативной информации о режиме работы ПС. Для этого используют методы слежения1
(vehicle tracking) H трассирования (vehicle tracing)2 ATC, KOторые часто заменяются одним понятием контроля работы АТС. Это связано с тем, что, как правило, использование только одного метода не позволяет определить местоположение АТС с высокой точностью и надежностью. На практике используют комбинацию методов на основе различных датчиков, классификация которых приведена на рис. 4.5.
Абсолютное определение местоположения АТС позволяет получить данные о географической широте и долготе, скорости и времени измерения, но требует наличия соответствующей инфраструктуры в виде космической или наземной навигационной инфраструктуры, средств связи и т.п.
Использование датчиков относительного местоположения представляет собой наиболее простое решение. Метод основан на суммировании приращения траекторий и углов направления движения относительно начальной точки. Конечные координаты АТС (х„, у„) определяют по формулам
где х0, у0 — исходные координаты АТС;
li — расстояние, пройденное на i-м участке без изменения направления; а, — угол вектора направления.
Основной недостаток метода заключается в суммировании погрешностей при каждом измерении. Избежать этого можно за счет уменьшения интервала между началом нового измерения. Для этого используют датчики абсолютного положения АТС. Для маршрутных автобусов начальной точкой отсчета может являться остановочный пункт, местоположение которого заранее известно.
Для внесения коррективов в план работы необходима связь с водителем, находящимся на маршруте, что может быть обеспечено при оснащении ПС аппаратурой, позволяющей водителям и диспетчерам в любой момент времени контактировать друг с другом для обмена информацией.
В табл. 4.1 приведены основные характеристики средств мобильной связи, которые могут быть использованы для контроля работы ПС на линии.
На основе такого оборудования возможно создание информационной системы мониторинга для постоянного контроля работы АТС, учитывающей следующее:
• определение местоположения АТС в любой момент времени при движении по маршруту с передачей данных в диспетчерскую;
• немедленная передача информации в диспетчерскую о нарушении сохранности груза и неисправностях АТС;
• постоянная информационная связь водителя с диспетчерской, что позволит осуществлять оптимизацию перевозок, информирование водителей об изменениях маршрута, необходимости перевозки попутных грузов, обслуживании новых клиентов, предупреждение о дорожных условиях, возможных опасностях.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114