logo
Лекц

6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов должны выполняться только по согласованным маршрутам с учетом огра­ничений, накладываемых наличием на автомобильных дорогах искусственных сооружений, пересекаемых линий электропереда­чи и т. п. При выборе ПС должны учитываться предельные нагруз­ки на оси АТС, допускаемые для дорог и мостов, по которым проходит маршрут.

Использование AT при таких перевозках часто бывает един­ственно возможным, поскольку другие виды транспорта имеют более жесткие габаритные и весовые ограничения. Там, где это возможно, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов обычно выполняются во взаимодействии с водным транспор­TOM.

Порядок организации перевозок AT крупногабаритных и тя­желовесных грузов по дорогам общего пользования, а также ули­цам городов и населенных пунктов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, разработанной на основании Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобиль­ного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования».

Для определения условий перевозки необходимо установить, относится ли данная перевозка к перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов и к какой категории АТС будет отнесена дан­ная перевозка.

К категории I относятся АТС, которые в зависимости от осе­вых масс подразделяются на две группы:

группа А — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 до Ют включительно, предназначенные для эксплуата­ции на дорогах I—III категорий, а также на дорогах IV катего­рии, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 T;

группа Б — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на до­рогах всех категорий.

Для одиночного АТС или прицепа нагрузку, приходящуюся на заднюю ось или тележку, можно определить по формуле

где т2собственная масса АТС, приходящаяся на заднюю ось; Q, — масса груза; lг — расстояние от передней оси АТС до линии центра тяжести груза; L6 — база АТС.

Нагрузка на переднюю ось определяется как разность между полной массой АТС и нагрузкой на заднюю ось.

Для тягача с полуприцепом нагрузку на заднюю ось или тележ­ку тягача можно определить по формуле

где Рс — нагрузка на седло; lс — расстояние от передней оси до линии центра седельного устройства АТС. Нагрузка на ось полуприцепа составит

где т3собственная масса полуприцепа, приходящаяся на заднюю ось АТС; lпр — расстояние от линии центра седельного устройства АТС до линии центра тяжести груза; Lnp — рассто­яние от линии центра седельного устройства АТС до оси полу­прицепа.

Осевые нагрузки АТС, при превышении которых АТС относится к категории 1, перечислены в табл. 6.12 и 6.13.

Полная масса АТС не должна превышать значений, приведен­ных в табл. 6.14. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допус­кается превышение полной массы более 30 т. Промежуточные зна­чения параметров следует определять путем линейной интерполя­ции.

Если указанные в табл. 6.12 — 6.14 значения превышены, АТС относят к категории 2.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по доро­гам может осуществляться только на основании специальных раз­решений.

С владельцев или пользователей АТС, в том числе иностран­ных, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по сети автомобильных дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям АТС.

В указанную плату не включаются расходы, связанные с оказа­нием услуг перевозчику по обследованию и усилению дорожных сооружений, сопровождению АТС, выдаче разрешений, пропус­ков и т.п.

1 Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным авто­мобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 № 121).

Заявления для получения разрешений на перевозку крупно­габаритных и тяжеловесных грузов в зависимости от вида пред­полагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения АТС перевозчика подаются в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начина­ется маршрут движения АТС.

В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и харак­тера перевозок владельцы или пользователи АТС, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.

Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по опре­деленному (конкретному) маршруту в указанные в разрешении сроки.

Разрешения на определенный срок выдаются только для перевоз­ки грузов АТС категории 1 на срок от 1 до 3 мес или на опреде­ленное число данного вида перевозок в течение указанного в за­явлении времени, но не более чем на 3 мес.

Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов АТС категории 2 пред­ставляется схема автопоезда с изображением на ней всех участву­ющих в перевозке АТС, числа осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного рас­пределения нагрузки по длине оси.

При выборе маршрута перевозки крупногабаритного и тяже­ловесного груза должна быть оценена грузоподъемность и габа­ритные размеры инженерных сооружений на предлагаемом мар­шруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений, оценена не­обходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки.

В необходимых случаях возможность перевозки крупногабарит­ного и тяжеловесного груза АТС категории 2 по дорогам может определяться специальным проектом, предусматривающим про­ведение специальных мероприятий по усилению инженерных со­оружений и обеспечению мер безопасности перевозок.

Техническое состояние АТС, с использованием которых осу­ществляются перевозки, должно отвечать требованиям действую­щих нормативных документов.

Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов за­прещается использовать в качестве тягачей колесные тракторы на федеральных дорогах и гусеничные — на всех автомобильных до­рогах с усовершенствованным покрытием.

При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не ме­нее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне. Кабина АТС должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сто­рон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритных размеров АТС и перевозимого груза.

Автотранспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета. На АТС, перевозящих крупногабаритный и тяже­ловесный груз, в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного дви­жения (ОБДД) и Правилами дорожного движения (ПДД) долж­ны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Круп­ногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство».

При высоте АТС более 4 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими ис­кусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.