6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов должны выполняться только по согласованным маршрутам с учетом ограничений, накладываемых наличием на автомобильных дорогах искусственных сооружений, пересекаемых линий электропередачи и т. п. При выборе ПС должны учитываться предельные нагрузки на оси АТС, допускаемые для дорог и мостов, по которым проходит маршрут.
Использование AT при таких перевозках часто бывает единственно возможным, поскольку другие виды транспорта имеют более жесткие габаритные и весовые ограничения. Там, где это возможно, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов обычно выполняются во взаимодействии с водным транспорTOM.
Порядок организации перевозок AT крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, разработанной на основании Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования».
Для определения условий перевозки необходимо установить, относится ли данная перевозка к перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов и к какой категории АТС будет отнесена данная перевозка.
К категории I относятся АТС, которые в зависимости от осевых масс подразделяются на две группы:
группа А — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 до Ют включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I—III категорий, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 T;
группа Б — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах всех категорий.
Для одиночного АТС или прицепа нагрузку, приходящуюся на заднюю ось или тележку, можно определить по формуле
где т2 — собственная масса АТС, приходящаяся на заднюю ось; Q, — масса груза; lг — расстояние от передней оси АТС до линии центра тяжести груза; L6 — база АТС.
Нагрузка на переднюю ось определяется как разность между полной массой АТС и нагрузкой на заднюю ось.
Для тягача с полуприцепом нагрузку на заднюю ось или тележку тягача можно определить по формуле
где Рс — нагрузка на седло; lс — расстояние от передней оси до линии центра седельного устройства АТС. Нагрузка на ось полуприцепа составит
где т3 — собственная масса полуприцепа, приходящаяся на заднюю ось АТС; lпр — расстояние от линии центра седельного устройства АТС до линии центра тяжести груза; Lnp — расстояние от линии центра седельного устройства АТС до оси полуприцепа.
Осевые нагрузки АТС, при превышении которых АТС относится к категории 1, перечислены в табл. 6.12 и 6.13.
Полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в табл. 6.14. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т. Промежуточные значения параметров следует определять путем линейной интерполяции.
Если указанные в табл. 6.12 — 6.14 значения превышены, АТС относят к категории 2.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам может осуществляться только на основании специальных разрешений.
С владельцев или пользователей АТС, в том числе иностранных, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по сети автомобильных дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям АТС.
В указанную плату не включаются расходы, связанные с оказанием услуг перевозчику по обследованию и усилению дорожных сооружений, сопровождению АТС, выдаче разрешений, пропусков и т.п.
1 Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 № 121).
Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения АТС перевозчика подаются в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения АТС.
В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи АТС, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.
Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по определенному (конкретному) маршруту в указанные в разрешении сроки.
Разрешения на определенный срок выдаются только для перевозки грузов АТС категории 1 на срок от 1 до 3 мес или на определенное число данного вида перевозок в течение указанного в заявлении времени, но не более чем на 3 мес.
Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов АТС категории 2 представляется схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке АТС, числа осей и колес на них, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
При выборе маршрута перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза должна быть оценена грузоподъемность и габаритные размеры инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений, оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки.
В необходимых случаях возможность перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза АТС категории 2 по дорогам может определяться специальным проектом, предусматривающим проведение специальных мероприятий по усилению инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок.
Техническое состояние АТС, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям действующих нормативных документов.
Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов запрещается использовать в качестве тягачей колесные тракторы на федеральных дорогах и гусеничные — на всех автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием.
При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне. Кабина АТС должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритных размеров АТС и перевозимого груза.
Автотранспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета. На АТС, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) и Правилами дорожного движения (ПДД) должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство».
При высоте АТС более 4 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114