8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
Пригородные перевозки выполняются за черту города или населенного пункта в пределах 50 км. По условиям выполнения к пригородным маршрутам близки сельские, выполняемые в сельских населенных пунктах, между ними, железнодорожными станциями, пристанями и т.п., а также горные маршруты, выполняемые в горной местности. К особой разновидности пригородных маршрутов следует отнести перевозки пассажиров между городами и аэропортами на автобусах с местами только для сидения и багажными отсеками для ручной клади пассажиров. Для пригородных сообщений, начинающихся с территории города, отправление автобусов осуществляется от автовокзалов или автостанций, которые располагают в крупных транспортных узлах, вблизи железнодорожных вокзалов, конечных станций метрополитена и т.д. На пригородных маршрутах, как правило, используют ПС, имеющий больше мест для сидения за счет сокращения свободной площади салона.
Междугородние перевозки выполняются между городами, расстояние между которыми не превышает 300 км. На большие расстояния перевозки автобусами выполняются при отсутствии регулярного параллельного железнодорожного сообщения или при возможности обеспечения меньшей стоимости билета по сравнению с альтернативными видами транспорта. На междугородних маршрутах используют следующие схемы организации труда водителей: одиночная езда (в течение всего времени оборота работает один водитель); турная езда (в течение всего времени оборота работают два водителя); сменная езда (маршрут разбивают на участки, на каждом из которых работает определенный водитель); сменно-групповая езда (на каждом участке работает бригада водителей, которая обслуживает несколько автобусов).
На междугородних маршрутах используют комфортабельные автобусы с мягкими сиденьями и большими багажными отсеками. На маршрутах большой протяженности автобусы оборудуют баром, видеоустановкой, туалетом и т.п.
Владелец автобуса при осуществлении перевозок в междугороднем сообщении обязан застраховать пассажиров.
Международные перевозки осуществляются на основании двусторонних или многосторонних правительственных соглашений. Регулярное пассажирское сообщение выполняется только на основе разрешений компетентных органов транзитных стран и стран, в которых находятся конечные пункты маршрута. Разрешение не требуется при выполнении нерегулярных перевозок пассажиров автобусами, если группа одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе:
в продолжение всей поездки, начинающейся и заканчивающейся на территории договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус;
в продолжение одной поездки, начинающейся на территории договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивающейся на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает территорию порожним;
перевозка выполняется с территории другой договаривающейся стороны группы пассажиров, ранее доставленных перевозчиком, если автобус прибывает за группой порожним;
при замене неисправного автобуса.
Технология выполнения международных перевозок во многом аналогична междугородним.
Автовокзалы располагают на конечных пунктах междугородних автобусных маршрутов и в крупных транспортных узлах при обслуживании значительного числа пригородных маршрутов. Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечивающих обслуживание пассажиров, автобусных бригад и автобусов. Основные функции автовокзала заключаются в выполнении следующих операций:
• коммерческие операции — сбор выручки от продажи билетов и оказания сопутствующих услуг, заключение договоров с АТО и другими партнерами по совместной деятельности, выполнение маркетинговых исследований;
«информационное обслуживание пассажиров и населения о маршрутной сети, расписании движения автобусов, оказываемых услугах и правилах пользования автобусным транспортом;
• диспетчерское руководство работой автобусов;
• контрольные функции — проверка состояния ПС, правильности оформления путевых документов, режима труда и отдыха водителей, наличия проездных документов у пассажиров;
• бытовое обслуживание пассажиров и автобусных бригад;
• выполнение технических операций — мойка автобусов и уборка салонов автобусов, технический осмотр и хранение ПС;
• содержание помещений, зданий и территории автовокзала в надлежащей чистоте и исправности.
Территория, занимаемая автовокзалом, делится на зону обслуживания пассажиров (перроны отправления и прибытия автобусов, залы ожидания, кассовый зал, предприятия бытового обслуживания и связи и т.п.); служебные помещения, используемые для обеспечения технологического процесса (диспетчерская, билетные кассы, помещения для размещения персонала и отдыха автобусных бригад); техническую зону для обслуживания ПС; стоянку автобусов; транспортную зону для немаршрутного транспорта; хозяйственную зону.
На автовокзале используют следующее основное технологическое оборудование: билетопечатающие машины и автоматы; средства технологической связи; видео- и громкоговорящие системы; информационные системы в виде табло и автоматических справочных установок (информационных киосков); автоматические камеры хранения; средства регистрации прибытия и отправления автобусов; моечное и другое вспомогательное оборудование.
При небольших объемах перевозок на конечных пунктах междугородних или пригородных маршрутов или в местах интенсивных пересадок размещают пассажирские автостанции. На автостанции оборудуют площадку для посадки и высадки пассажиров, билетные кассы, зал ожидания или навес для ожидающих автобус пассажиров. В городах пассажирская автостанция может быть совмещена с линейной диспетчерской, обслуживающей несколько маршрутов.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114