logo
весь

Анализ организационной структуры управления и численности персонала оао атп «Ставропольское – 2»

Предприятие ОАО АТП «Ставропольское – 2» имеет линейно-функциональную структуру, которая представлена на рисунке 1. 1. Данная структура обеспечивает наиболее эффективное сочетание единоначалия с деятельностью компетентных специалистов, способствующее повышению уровня управления предпринимательской деятельностью.

Совет директоров в ОАО АТП «Ставропольское – 2» состоит из 9 членов и осуществляет общее руководство деятельностью предприятия за исключением решения вопросов компетенции общего собрания.

Руководство текущей предпринимательской деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором. Генеральный директор имеет свой исполнительный аппарат. К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. Единоличный исполнительный орган на предприятии назначается на 3 года.

Главный инженер возглавляет техническую службу автотранспортного предприятия (АТП). Начальнику отдела эксплуатации подчиняется начальник колонн и диспетчерская служба АТП. Отдел кадров, бухгалтерия, ремонтно-строительный отдел, находятся в ведении генерального директора.

Главный бухгалтер осуществляет, исходя из Положения о главных бухгалтерах, организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает организацию оформления первичных и бухгалтерских документов. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

Служба технической безопасности и безопасности дорожного движения (ТБ и БДД) осуществляют контроль за соблюдением на предприятии действующего законодательства, инструкции, правил, норм по охране труда и технике безопасности, следит за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.

Юридическая служба разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работы на предприятии. Подготавливает материал о хищениях, растратах, недостачах. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий судебных и арбитражных дел.

А также на предприятии имеются следующие службы и отделы: автоматизированные системы управления (АСУ), отдел материально-технического снабжения (МТС), отдел горючих материалов (ОГМ), автозаправочная станция (АЗС).

Рисунок 1.1 – Схема организационной структуры управления

предприятием

Для обеспечения основной деятельности предприятия осуществления перевозок, а также для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии необходимо наличие персонала или же трудовых ресурсов. Персонал предприятия включает рабочих основного производства-водителей; рабочих обеспечивающих производства - ремонтные рабочие; вспомогательные рабочие, а также служащих аппарата управления.

В таблице 1. 1 представлена информация о динамике численности персонала за 2007 – 2009 гг.

Таблица 1. 1 – Динамика численности работников

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

1. Среднесписочная численность

140

100

150

100

101

100

в том числе:

руководители

4

2,9

4

2,6

4

3,96

ИТР и служащие

18

12,85

19

12,6

16

15,8

водители

84

60

103

68,7

63

62,4

ремонтные рабочие

15

10,7

13

8,7

11

10,9

вспомогательные рабочие

9

6,4

11

7,3

7

6,9

Как видно из таблицы 1. 1 численность работников предприятия уменьшилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 49 чел., составив 101 чел. Водители занимают основную долю персонала (60 – 68,7 %), что характерно для предприятий автотранспорта, причем их удельный вес в структуре за 2009 г. численности уменьшается на 6,3 %. За анализируемый период сократилась численность ремонтных рабочих на 2 человека, а вспомогательных – 4 человека. Численность руководителей не изменилась, что нельзя сказать о специалистах и служащих – в 2009 г. их число сократилось до 16 человек.

В таблице 1. 2 представлено количество работников в зависимости от образования, стажа и возраста.

Таблица 1. 2 – Структура трудовых ресурсов ОАО АТП «Ставропольское – 2»

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

Кол-во, чел.

Удельный вес, %

1. Число работников всего, чел.

140

100

150

100

101

100

2. С высшим образованием

20

14,3

20

13,3

20

19,8

3. Со средним профессиональным образованием

37

26,5

40

26,7

40

39,6

4. С начальным профессиональным образованием

83

59,2

90

60

41

40,6

5. Со стажем работы до 5 лет

38

27,1

53

35,3

19

18,8

6. Со стажем работы 5 - 10 лет

53

37,9

67

44,7

42

41,5

7. Со стажем работы свыше 10 лет

49

35

30

20

40

39,6

8. В возрасте до 30 лет

40

28,6

50

33,3

35

34,7

9. В возрасте 30 - 50 лет

45

32,1

70

46,7

55

54,5

10. В возрасте более 50 лет

55

39,3

30

20

11

10,9

Анализируя данные таблицы 1. 2 можно отметить, что в 2009 г. большую часть персонала составляют работники с начальным профессиональным образованием – 41 человек, а наименьшую – с высшим образованием (20 человек). Работники с высшим образованием, в основном, это руководители, ИТР и служащие. По сравнению с 2009 г. в 2008 г. работники с начальным профессиональным образованием составляли 90 человек. Такое резкое сокращение связано с уменьшением количества водителей. В 2009 г. большее количество персонала (40 чел.) со стажем свыше 10 лет и в возрасте 30 – 50 лет.