logo
весь

2.1 Стратегическое планирование деятельности

ОАО АТП «Ставропольское – 2»

Стратегическое планирование развития транспортной системы, научное предвидение будущего путей сообщения при разработке Концеп­ции представляется особенно сложным. Основные трудности свя­заны с тем, что транспорт по своей природе многопланов и тесно связан со всеми отраслями народного хозяйства, жизнью сотен миллионов людей. В силу этого то или иное состояние транспорта в перспективе не может быть определено, скажем, принципами механического детерминизма. Транспорт не является однозначно детерминированной системой, как различные механизмы и маши­ны, кибернетические устройства и другие подобные объекты, для предсказания будущего состояния которых необходимо лишь зна­ние так называемых «начальных» условий.

В понятие «стратегия» включается долговременный, всесторонний, детальный, комплексный план осуществления миссии и достижения поставленных целей. Применительно к автотранспортной организации, миссия рассматривается как удовлетворение потребности клиентов грузоперевозках.

Разработка возможных стратегических альтернатив деятельности осуществляется исходя из возможностей и угроз, которые возникают во внешней среде деятельности, оценки сильных и слабых сторон во внутренней среде, выявление имеющегося потенциала в деятельности предприятия.

Анализ среды обычно считается необходимым процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для проведения миссии и целей автотранспортной организации, для выбора стратегии поведения, позволяющих организации выполнить свои миссию и цели. Анализ среды предполагает изучение: макроокружение, непосредственное окружение, внешней среды.

В таблице 2. 1 представлен анализ сильных и слабых сторон конкурирующих автотранспортных предприятий.

Таблица 2. 1 – Анализ сильных и слабых сторон конкурирующих АТП

Предприятие

Сильные стороны

Слабые стороны

ОАО АТП «Ставропольское – 2»

Наличие постоянной клиенту-ры, удачное расположение АТП рядом с центральной маги­стралью в черте города, оказание услуг не транс-портного характера, автомати-зированная обработка инфор-мации, высокая квалификация води­телей и ремонтных ра-бочих

Большая доля непостоян­-ных клиентов, несвоевре-менные выплаты за услуги, большие дебиторские задол-женности, неполное исполь-зование технических резер-вов, нет службы маркетинга

АТП «Автомобилист – 2»

Наличие автомобилей боль-шой грузоподъемности, вы-сокая квалификация рабочего персонала, водителей и обеспечение безопасности пе-ревозки

Низкая проходимость ПС в осенне-зимний период и на грунтовых дорогах, недоста-точно развита маркетинговая деятельность, малое коли-чество автомобилей

«Автоколонна – 1202»

Выгодное местоположение, хорошо развитая маркетин-говая деятельность

Работа с постоянными кли-ентами, приобретенными еще в советское время, суще-ствуют проблемы между связью водителей и дис-петчера

ЗАО «Лидер»

Сравнительно низкие тарифы за перевозку, упрощенная система составления до-говорных обязательств, от-носительно новый подвижной состав

Возрастающая опасность ДТП, отсутствие графика работы, практически 100 % отсутствие постоянных клиентов

Необходимо отметить, что по сравнению с конкурентами, на исследуемом предприятии недостаточно развита маркетинговая деятельность, большая доля непостоян­ных клиентов, несвоевременные выплаты за услуги, большие дебиторские задолженности, неполное использование технических резервов.

Сильные стороны предполагают возможности предприятия. Слабые стороны предприятия определяют направления, в которых необходимо совершенствовать деятельность предприятия. Для определения стратегии предприятия ОАО АТП «Ставропольское – 2» необходимо определить возможности и угрозы на рынке автотранспортных услуг, которые представлены в таблице 2. 2.

Таблица 2. 2 – Оценка конкурентоспособности предприятий на РАТУ

Конкурирую-щее

предприятие

Виды преимуществ у исследуемого АТО

Виды преимуществ у конкурирующего АТО

Возможности

Угрозы

АТП

«Автомоби-лист – 2»

Известный ли-дер рынка; аде-кватные фина-нсовые ресур-сы, хорошая репутация у клиентов; вы-сокий уровень компетентнос-ти; эффектив-ное руковод-ство организа-цией

Более опытный руководящий со-став, устояв-шийся и надеж-ный персонал

Повышение размера прибыли за счет вве-дения современных технологий перево-зок и автоматизиро-ванных систем уп-равления; размеще-ние рекламы на ав-томобилях; увеличе-ние конкурентоспо-собности за счет закупки нового по-движного состава;

выход на новые ры-нки или сегменты рынка; расширение спектра предлагае-мых услуг

Ухудшение ко-нкурентной по-зиции

«Автоколонна – 1202»

Наличие автомо-билей большой; обеспечение бе-зопасности пере-возки

Полное банк-ротство из-за плохого финан-сового положе-ния

ЗАО «Лидер»

Более новый ПС, развитая органи-зационная струк-тура предприя-тия

Возможность появления но-вых конкурен-тов; изменение потребностей покупателей

Необходимо отметить, что предприятие ОАО АТП «Ставропольское –2» имеет преимущество перед другими предприятиями в наличии постоянной клиентуры, удачное расположение АТП рядом с центральной маги­стралью в черте города, оказание услуг не транспортного характера, автоматизированная обработка информации, высокая квалификация водителей и ремонтных рабочих.

По результатам проведенной оценки состояния АТП следует сделать вывод, что перед ОАО АТП «Ставропольское – 2» стоит задача сохранения и укрепления своей позиции на рынке автотранспортных услуг. Одним из важных условий, при котором АТО способна сохранить свою долю и укрепить позицию на РАТУ является наиболее эффективное использование внутренних ресурсов предприятия.

Поэтому предприятию ОАО АТП «Ставропольское – 2» следует в первую очередь реализовать комбинированную стратегию, заключающуюся в сочетании стратегий ограниченного роста и сокращения. Результатом применения данного вида стратегии будет интенсивное расширение рынка автотранспортных услуг, а именно увеличение объёмов грузовых перевозок.

Выбранную стратегия представлена в виде матрицы стратегических альтернатив (таблица 2. 4).

Приведем пояснения к таблице 2. 4:

1 – на рынке транспортных услуг спрос на грузовые перевозки носит возрастающий характер;

2 – ОАО АТП «Ставропольское – 2» обладает ресурсами материального характера;

3 – в подсистеме «Обеспечивающее производство» имеется резерв площадей;

4 – отсечение лишнего в данном случае подразумевает сокращение излишков площадей производственно-технических баз (ПТБ);

5 – полученные от сокращения излишка площадей средства необходимо направить в фонд накопления;

6 – накопленные средства использовать для повышения объемов перевозок и улучшение позиции на рынке – на расширение деятельности.

Таблица 2.4 – Выбор стратегической альтернативы ОАО АТП «Ставропольское – 2»

Неограниченный рост

Ограниченный рост

Переориен-тация

Сокращение и переориентация

Отсечение лишнего

Ликви

дация

внешний

внутренний

внутренний

внешний

Спрос

возрастающий

1

4

стабильный

падающий

Ресурсы

отсутствуют

имеются

2

накапливаются

5

Резервы

планирование и контроль

основное производство

обеспечивающее производство

3

Стратегическая оценка

альтернатив

6

Расширение

РАТУ

Новые

РАТУ

Интеграция

Диверсификация

Ликвидация

Банкротство

Вертикальная

Позиционирование

Концентричес

кая

Горизонтальная