2.1 Стратегическое планирование деятельности
ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Стратегическое планирование развития транспортной системы, научное предвидение будущего путей сообщения при разработке Концепции представляется особенно сложным. Основные трудности связаны с тем, что транспорт по своей природе многопланов и тесно связан со всеми отраслями народного хозяйства, жизнью сотен миллионов людей. В силу этого то или иное состояние транспорта в перспективе не может быть определено, скажем, принципами механического детерминизма. Транспорт не является однозначно детерминированной системой, как различные механизмы и машины, кибернетические устройства и другие подобные объекты, для предсказания будущего состояния которых необходимо лишь знание так называемых «начальных» условий.
В понятие «стратегия» включается долговременный, всесторонний, детальный, комплексный план осуществления миссии и достижения поставленных целей. Применительно к автотранспортной организации, миссия рассматривается как удовлетворение потребности клиентов грузоперевозках.
Разработка возможных стратегических альтернатив деятельности осуществляется исходя из возможностей и угроз, которые возникают во внешней среде деятельности, оценки сильных и слабых сторон во внутренней среде, выявление имеющегося потенциала в деятельности предприятия.
Анализ среды обычно считается необходимым процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для проведения миссии и целей автотранспортной организации, для выбора стратегии поведения, позволяющих организации выполнить свои миссию и цели. Анализ среды предполагает изучение: макроокружение, непосредственное окружение, внешней среды.
В таблице 2. 1 представлен анализ сильных и слабых сторон конкурирующих автотранспортных предприятий.
Таблица 2. 1 – Анализ сильных и слабых сторон конкурирующих АТП
Предприятие | Сильные стороны | Слабые стороны |
ОАО АТП «Ставропольское – 2» | Наличие постоянной клиенту-ры, удачное расположение АТП рядом с центральной магистралью в черте города, оказание услуг не транс-портного характера, автомати-зированная обработка инфор-мации, высокая квалификация водителей и ремонтных ра-бочих | Большая доля непостоян-ных клиентов, несвоевре-менные выплаты за услуги, большие дебиторские задол-женности, неполное исполь-зование технических резер-вов, нет службы маркетинга
|
АТП «Автомобилист – 2»
| Наличие автомобилей боль-шой грузоподъемности, вы-сокая квалификация рабочего персонала, водителей и обеспечение безопасности пе-ревозки | Низкая проходимость ПС в осенне-зимний период и на грунтовых дорогах, недоста-точно развита маркетинговая деятельность, малое коли-чество автомобилей |
«Автоколонна – 1202»
| Выгодное местоположение, хорошо развитая маркетин-говая деятельность
| Работа с постоянными кли-ентами, приобретенными еще в советское время, суще-ствуют проблемы между связью водителей и дис-петчера |
ЗАО «Лидер» | Сравнительно низкие тарифы за перевозку, упрощенная система составления до-говорных обязательств, от-носительно новый подвижной состав | Возрастающая опасность ДТП, отсутствие графика работы, практически 100 % отсутствие постоянных клиентов |
Необходимо отметить, что по сравнению с конкурентами, на исследуемом предприятии недостаточно развита маркетинговая деятельность, большая доля непостоянных клиентов, несвоевременные выплаты за услуги, большие дебиторские задолженности, неполное использование технических резервов.
Сильные стороны предполагают возможности предприятия. Слабые стороны предприятия определяют направления, в которых необходимо совершенствовать деятельность предприятия. Для определения стратегии предприятия ОАО АТП «Ставропольское – 2» необходимо определить возможности и угрозы на рынке автотранспортных услуг, которые представлены в таблице 2. 2.
Таблица 2. 2 – Оценка конкурентоспособности предприятий на РАТУ
Конкурирую-щее предприятие | Виды преимуществ у исследуемого АТО | Виды преимуществ у конкурирующего АТО | Возможности | Угрозы |
АТП «Автомоби-лист – 2»
| Известный ли-дер рынка; аде-кватные фина-нсовые ресур-сы, хорошая репутация у клиентов; вы-сокий уровень компетентнос-ти; эффектив-ное руковод-ство организа-цией | Более опытный руководящий со-став, устояв-шийся и надеж-ный персонал | Повышение размера прибыли за счет вве-дения современных технологий перево-зок и автоматизиро-ванных систем уп-равления; размеще-ние рекламы на ав-томобилях; увеличе-ние конкурентоспо-собности за счет закупки нового по-движного состава; выход на новые ры-нки или сегменты рынка; расширение спектра предлагае-мых услуг | Ухудшение ко-нкурентной по-зиции |
«Автоколонна – 1202»
| Наличие автомо-билей большой; обеспечение бе-зопасности пере-возки | Полное банк-ротство из-за плохого финан-сового положе-ния | ||
ЗАО «Лидер» | Более новый ПС, развитая органи-зационная струк-тура предприя-тия | Возможность появления но-вых конкурен-тов; изменение потребностей покупателей |
Необходимо отметить, что предприятие ОАО АТП «Ставропольское –2» имеет преимущество перед другими предприятиями в наличии постоянной клиентуры, удачное расположение АТП рядом с центральной магистралью в черте города, оказание услуг не транспортного характера, автоматизированная обработка информации, высокая квалификация водителей и ремонтных рабочих.
По результатам проведенной оценки состояния АТП следует сделать вывод, что перед ОАО АТП «Ставропольское – 2» стоит задача сохранения и укрепления своей позиции на рынке автотранспортных услуг. Одним из важных условий, при котором АТО способна сохранить свою долю и укрепить позицию на РАТУ является наиболее эффективное использование внутренних ресурсов предприятия.
Поэтому предприятию ОАО АТП «Ставропольское – 2» следует в первую очередь реализовать комбинированную стратегию, заключающуюся в сочетании стратегий ограниченного роста и сокращения. Результатом применения данного вида стратегии будет интенсивное расширение рынка автотранспортных услуг, а именно увеличение объёмов грузовых перевозок.
Выбранную стратегия представлена в виде матрицы стратегических альтернатив (таблица 2. 4).
Приведем пояснения к таблице 2. 4:
1 – на рынке транспортных услуг спрос на грузовые перевозки носит возрастающий характер;
2 – ОАО АТП «Ставропольское – 2» обладает ресурсами материального характера;
3 – в подсистеме «Обеспечивающее производство» имеется резерв площадей;
4 – отсечение лишнего в данном случае подразумевает сокращение излишков площадей производственно-технических баз (ПТБ);
5 – полученные от сокращения излишка площадей средства необходимо направить в фонд накопления;
6 – накопленные средства использовать для повышения объемов перевозок и улучшение позиции на рынке – на расширение деятельности.
Таблица 2.4 – Выбор стратегической альтернативы ОАО АТП «Ставропольское – 2»
| Неограниченный рост | Ограниченный рост | Переориен-тация | Сокращение и переориентация | Отсечение лишнего | Ликви дация |
| |||
внешний | внутренний | внутренний | внешний | |||||||
Спрос
| возрастающий |
|
|
| 1 |
|
| 4 |
| |
стабильный |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
падающий |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Ресурсы | отсутствуют |
|
|
|
|
|
|
|
| |
имеются |
|
| 2 |
|
|
|
|
| ||
накапливаются |
|
| 5 |
|
|
|
|
| ||
Резервы | планирование и контроль |
|
|
|
|
|
|
|
| |
основное производство |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
обеспечивающее производство |
|
| 3 |
|
|
|
|
| ||
Стратегическая оценка альтернатив |
6 Расширение РАТУ |
Новые РАТУ | Интеграция | Диверсификация |
Ликвидация |
Банкротство | ||||
Вертикальная |
Позиционирование |
Концентричес кая |
Горизонтальная |
- Введение
- Анализ организационной структуры управления и численности персонала оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.3 Анализ парка подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.4 Анализ технико-эксплуатационных показателей оао атп «Ставропольское – 2»
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- Маркетинговый анализ внешней среды оао атп «Ставропольское – 2»
- Классификация и сегментация перевозимых грузов
- 1.6.2 Оценка конкурентов оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.6.3 Оценка клиентуры оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.7 Анализ финансовых результатов деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- 2 Обоснование и выбор методов решения задач проектирования
- 2.1 Стратегическое планирование деятельности
- 2.2 Особенности перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 2.2.1 Проблемы перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- Методы проведения маршрутизации перевозок зерна
- 3 Разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления работы транспорта оао атп «ставропольское – 2»
- 3.1 Обоснование способа перевозки грузов и выбор метода движения подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.2 Выбор подвижного состава для перевозки зерновых культур на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.3 Разработка рациональных маршрутов движения подвижного состава на базе применения экономико-математических методов на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.4 Расчет технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава и его производительности на маршрутах оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.5 Определение числа погрузо-разгрузочных постов
- 3.6 Организация оперативного планирования перевозками грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.7 Организация труда водителей на маршруте
- Диспетчерское руководство перевозками оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.9 Производственная программа по эксплуатации подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 4 Конструкторский раздел
- 4.1 Внедрение разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 4. 2 Конструкция разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 5 Безопасность и экологичность проекта
- 5.1 Безопасность дорожного движения
- 5.1.1 Внедрение усовершенствованной кабины транспортного средства
- 5.2 Экологичность проекта
- 5.2.1 Расчет водопотребления и сброса неочищенных сточных вод на оао атп «Ставропольское – 2»
- 5.2.2 Безопасность жизнедеятельности
- 5. 2. 2. 1 Характеристика помещения
- 9. Расчет искусственного освещения
- 6 Экономическая часть
- 6.1 Экономическая эффективность от маршрутизации перевозок
- 6.2 Экономический эффект от внедрения разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 6.3 Расчет экономического эффекта от внедрения усовершенствованной кабины транспортного средства
- Заключение
- Список использованной литературы