logo
весь

2.2.1 Проблемы перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»

Рост эффективности сельского хозяйства края напрямую зависит от его насыщения современной транспортной техникой, обновления материально-технической базы, транспортной инфраструктуры. Как показывают исследования отечественных ученых и практика использования внутрихозяйственного автотранспорта, высокий уровень транспортной инфраструктуры позволяет более полно и комплексно использовать производственный потенциал сельскохозяйственных предприятий.

Ускорение перевозок и повышение качества автотранспортного обслуживания ведет к реальному высвобождению оборотных средств, повышению мобильности производственных ресурсов. Эффект от ускорения перевозки различных видов продукции, связанной с сельскохозяйственным производством, заключается в том, что с ростом этого показателя относительно сокращается грузовая масса, обусловленная их транспортированием.

Экономическая природа эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства связана с особенностями транспорта как отрасли материального производства, с особенностями и условиями работы сельхозтоваропроизводителей.

Кроме общих свойств, характерных для всех отраслей материального производства, грузовой автотранспорт обладает рядом особенностей.

Внутрихозяйственному автотранспорту свойственны следующие

характерные особенности грузового автотранспорта, а именно:

К особенности транспорта сельского хозяйства ОАО АТП «Ставропольское – 2» следует отнести необходимость неизменности формы транспортируемых грузов.

Сам же продукт транспортной деятельности не имеет овеществленной товарной формы. Производственный процесс транспортировки груза, т.е. само перемещение продукта, является одновременно объектом потребления и оплаты.

Особенностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства и

формирование связанных с ним эксплуатационных затрат, в отличие от других механизированных процессов, является и то, что повышение эффективности может быть достигнуто при максимально полезном использовании пробега и грузоподъемности машин.

Однако сельскохозяйственному производству свойственно наличие естественных причин ограничивающих загрузку подвижного состава в обоих направлениях. Низкий коэффициент использования пробега внутрихозяйственного транспорта является одной из главных причин влияющих на рост производительности труда и снижение себестоимости грузоперевозок и в целом на повышение эффективности работы подвижного состава автотранспортного подразделения. Так, значение коэффициента использования пробега внутрихозяйственного автотранспорта сельскохозяйственных предприятий по данным министерства сельского хозяйства Ставропольского края в 1998 году составило – 0,36; в 1999 году – 0,31; в 2000 году – 0,37; в 2001 году – 0,37.

Транспортные подразделения предприятий сельского хозяйства практически участвуют во всех стадиях воспроизводства, в т.ч. и в сфере обращения и потребления. При этом транспорт сельского хозяйства не имеет четко выраженных технологических и отраслевых барьеров. В этом проявляется одна из особенностей автотранспорта, его двойственная природа. С одной стороны автотранспорт является средством производства товаров, а с другой – средством их обращения. Внутрихозяйственный автотранспорт, осуществляя перевозку произведенной продукции от производителя до потребителя, создает условия для ее потребления и тем самым завершает процесс создания потребительной стоимости.

При использовании внутрихозяйственного автотранспорта в сельскохозяйственном производстве следует учитывать сложный комплекс условий и особенностей, присущих сельскому хозяйству, а именно:

  1. Естественных (рельеф местности, продолжительность периода работ, климатическая характеристика периода работ, размер обрабатываемой площади);

  2. Агробиологических (урожайность, изменчивость сельскохозяйственной продукции под воздействием влажности, давления, температуры, продолжительности хранения);

  3. Организационно-экономических (внутрихозяйственная дорожная сеть и ее состояние, расположение хозяйственных и складских центров, специализация производства, наличие средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, отвечающих физико-механическим и агробиологическим особенностям сельскохозяйственных грузов).

Кроме того, необходимо учитывать факторы, которые оказывают существенное влияние на эффективность работы внутрихозяйственного автотранспорта, на его технико-эксплуатационные показатели, такие как: организация работы автотранспортных средств; сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава; объем и структура грузооборота; расстояние перевозок.

Кроме приведенных особенностей сельскохозяйственного производства и факторов, определяющих работу внутрихозяйственного автотранспорта, необходимо учитывать предъявляемые к нему требования.

Внутрихозяйственный автотранспорт, являясь необходимым составным звеном технологического процесса сельскохозяйственного производства, перевозит своим подвижным составом около 80 % сельскохозяйственных грузов, и от качества и уровня организации его работы зависит эффективность и результаты работы сельскохозяйственного предприятия.

Понятие «качество выполняемых перевозок сельскохозяйственных грузов» содержит в себе оптимальное сочетание особенностей внутрихозяйственного автотранспорта с условиями и особенностями сельскохозяйственного производства. Возникающие несоответствия в этом ведут к потерям. Так, после оптимального срока уборки зерновых колосовых культур потери составляют около 15 % общего количества зерна, а нахождение сахарной свеклы в буртах более 10 суток приводит не только к потере ее массы на 12 – 13 %, но и к снижению сахаристости [15].

Такие издержки сельскохозяйственного производства, связанные с внутрихозяйственным автотранспортом, находятся в прямой зависимости от уровня организации его работы, от уровня производственных взаимосвязей с цехами основного производства.

Организация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на перевозках массовых сельскохозяйственных грузов ОАО АТП «Ставропольское – 2» должна осуществляться по общим принципам организации рабочих процессов в сельскохозяйственном производстве, основой их является сбалансированность мощностей применяемых машин.

Основными принципами рациональной организации рабочих процессов являются: пропорциональность, согласованность, равномерность и поточность.

Правильная организация работы автотранспорта не только способствует рациональному использованию провозных возможностей автотранспортного подразделения, но и оказывает значительное влияние на формирование конечных результатов, которые в значительной мере определяются транспортным фактором, воздействующим на организацию и технологию производственных процессов, на потребление материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Насколько удачно выбрана общая схема организации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, как в ней преломляются общие принципы организации рабочих процессов в конкретных условиях эксплуатации, от этого во многом зависит эффективность затрат, вложенных в автотранспорт, погрузочно-разгрузочные средства, производственную базу для хранения, ремонта и техобслуживания машин, на содержание внутрихозяйственных дорог. Оптимальное соотношение затрат по этим направлениям создает необходимые условия для повышения эффективности транспортного обслуживания.

В целях наиболее эффективного использования автотранспортных погрузочно-разгрузочных средств необходимо:

1) учесть срочность перевозок;

2) выбрать наиболее оптимальные маршруты движения;

3) выбрать тип машин и режим их работы;

4) составить график работы автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств.

Особенности управления эффективностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства необходимо рассматривать, используя систему технико-эксплуатационных показателей подвижного состава, а также ее взаимосвязь с особенностями сельскохозяйственного производства.

На управление эффективностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства оказывают влияние такие факторы, как объемы и структура грузооборота, ритмичность и неравномерность объема перевозок, агротехнические сроки проведения работ, состояние внутрихозяйственных дорог, средняя длина ездки с грузом, техническое состояние подвижного парка.

Для характеристики объема транспортных работ в целом для сельскохозяйственных предприятий наиболее приемлема величина грузооборота в тонно-километрах, хотя их подразделениям, имеющим различную дальность перевозок, наиболее свойствен объем перевезенных грузов в тоннах.

Неравномерность объема перевозок и грузооборота может быть охарактеризована коэффициентами неравномерности объема перевозок и грузооборота, показывающими соответственно отношение максимального объема перевозок и грузооборота в наиболее напряженный период к среднегодовому объему перевозок и грузооборота.

На неравномерность объема перевозок в течение года оказывает влияние такая особенность сельскохозяйственного производства большой разрыв между временем производства и рабочим периодом. Время, в течение которого в производстве получается готовый продукт, есть время производства. Время производства складывается из рабочего периода, в течение которого производственный процесс совершается под непосредственным воздействием труда, и периода, когда производственный процесс совершается под воздействием естественных условий. Так, производство продуктов земледелия требует наибольшей затраты труда в период подготовки почвы под посев, во время сева и уборки. Между этими напряженными периодами имеются такие, когда производство продуктов земледелия не требует приложения усилий.

Из этой особенности сельскохозяйственного производства вытекает, что в наших хозяйствах в определенное непродолжительное время создаются напряженные периоды. В эти периоды для выполнения операций технологического процесса требуется максимальное количество автотранспорта, хотя в остальное время года потребность в нем гораздо меньше.

Для рационального использования имеющегося подвижного состава автотранспортных подразделений необходимо по возможности рассредоточить объем перевозок и грузооборот во времени, чтобы обеспечить относительно равномерную загрузку автотранспорта в течение года и максимально снизить потребность в подвижном составе в наиболее напряженные периоды года – периоды массовой уборки и вывозки урожая.

Чтобы реализовать возможности снижения пиковых потребностей, в подвижном составе создают дополнительные механизированные склады и хранилища на период уборки урожая, чтобы в последующие менее напряженные периоды перевезти продукцию к местам переработки или реализации. Одним из направлений снижения неравномерности использования грузовых автомобилей можно считать перенос на менее напряженный период времени перевозку несельскохозяйственных грузов, повышение организации комплекса машин, рационализацию грузопотоков, увеличение загрузки подвижного состава путем лучшей предварительной подготовки грузов (путем прессования – брикеты, рулоны или уменьшения примесей на корнеплодах), использование транспортных средств для перевозки грузов сторонних заказчиков.

Другая особенность сельскохозяйственного производства вытекает из биологических особенностей развития растений – это агротехнические сроки проведения работ.

Из этой особенности сельскохозяйственного производства вытекает, что все операции технологического процесса должны проводиться в оптимальные агротехнические сроки – так как нельзя передвигать сроки проведения определенных работ, не рискуя потерять часть урожая.

В перевозочном процессе большое значение имеет расстояние перевозок. Сельскохозяйственные предприятия Ставропольского края различаются удаленностью по отношению к грузопоглощающим пунктам при выполнении вне хозяйственных транспортных операций, протяженностью внутрихозяйственных дорог. При этом удельные транспортные издержки на одну тонну груза практически прямо пропорциональны расстоянию его перевозки. Расстояние перевозок груза характеризуется двумя основными показателями: средней длиной ездки с грузом и средним расстоянием перевозки 1 т груза.

Значительное влияние на транспортный процесс оказывает состояние внутрихозяйственных дорог. Строительство и поддержание текущего состояния внутрихозяйственных дорог является составной частью транспортного фактора в сельскохозяйственном производстве. Отставание этой части от состояния других технических элементов транспортного фактора ведет к созданию препятствий в повышении эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства. Установлено, что «на дорогах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, техническая скорость снижается в 3 – 5 раз, расход топлива увеличивается в 2 – 2,5, себестоимость перевозок – в 3 – 5 раз». По этой причине предприятия сельского хозяйства несут прямые и косвенные потери [19].

К косвенным потерям относятся: 1) потеря дополнительного дохода от увеличения объема производства и от снижения себестоимости за счет ритмичной работы при стабилизации транспортных связей; 2) потеря дополнительного дохода от сохранности качества сельскохозяйственной продукции и от уменьшения потерь при ее транспортировке; 3) потеря дополнительного дохода за счет сохранности придорожных участков полей.

Скорость движения автотранспортных средств зависит от многих факторов. От состояния дорог, класса дорог, времени года, выпадения осадков и т.п. Так, на дорогах I класса, находящихся в исправном состоянии, скорость пробега обычно составляет 49 км/час, на дорогах II класса и грунтовых улучшенных – скорость достигает 37 км/час, на дорогах III класса – 24 км/час [14]. Планирование технических скоростей идет в зависимости от состояния дорог и погодных условий.

От состояния внутрихозяйственных дорог зависит использование автомобилей и автомобильных поездов большой грузоподъемности, тягачей с полуприцепами. Их использование дает возможность при меньших капиталовложениях и меньшем расходе горюче-смазочных материалов перевезти больше грузов, повысить производительность, снизить себестоимость перевозок в среднем на 25 – 30 % [16].

Высокая степень износа автопарка и удлинение сроков службы машин связаны не только с увеличением затрат на текущий и капитальный ремонт, но и являются одной из причин, сдерживающих воспроизводство грузового автомобильного парка. Известно, что затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава при пробеге более 100 тыс. км по сравнению с автомобилями с пробегом до 10 тыс. км в 3,8 раза больше, а после капитального ремонта они увеличиваются на 150 % [20]. Из-за снижения технико-эксплуатационных возможностей в связи с высоким износом грузовых автомобилей, снижается производительность подвижного состава, повышается себестоимость одного километра пробега, ухудшается качество транспортной работы.

Увеличение сроков службы грузовых автомобилей ведет к моральному старению автопарка. В частности, это проявляется в сохранении несоответствия между основными параметрами сельскохозяйственных грузов и параметрами грузовых автомобилей, имеющихся в хозяйствах. В результате не полностью используется грузоподъемность транспортных средств, занятых на транспортировке сельскохозяйственных грузов. По данным НИИАТ, из-за несоответствия структуры автомобильного парка по грузоподъемности на 30 – 40 % падает скорость движения и снижается ресурс автомобилей, на 40 – 50 % – ходимость шин.

Эффективность хозяйственной деятельности ОАО АТП «Ставропольское – 2» связана с эффективным управлением всей ресурсной базой, в том числе и внутрихозяйственным автотранспортом.

Задача эффективного управления ресурсами состоит в устранении несоответствия, дисбаланса между видами ресурсов, неизбежно ведущего к ухудшению результата. Это проявляется в виде потерь, особенно в работе систем машин технологических линий.

Эффективность системы производственных взаимоотношений зависит от точки приложения вектора к параметру системы, а именно: технико-эксплуатационным показателям внутрихозяйственного автотранспорта; экономии прямых и косвенных издержек основного производства, связанных с уровнем транспортного обслуживания; эффективности управления внутрихозяйственным автотранспортом

Размер эффекта зависит от уровня реализации имеющихся ресурсов внутрихозяйственного автотранспорта и проявляется (характеризуется) их ожидаемой эффективностью в направлении: улучшения качества транспортного обслуживания при минимальных затратах на единицу продукции; сокращения издержек основного производства; повышения эффективности управления.

Проведенный анализ влияния факторов и особенностей сельскохозяйственного производства на работу автотранспорта ОАО АТП «Ставропольское – 2» позволяет сделать следующий вывод: улучшение технико-эксплуатационных показателей использования внутрихозяйственного автотранспорта связано с совершенствованием транспортного обслуживания и поиском его новых форм, отвечающих условиям и особенностям сельскохозяйственного производства. При этом целью поиска должно быть снижение транспортной составляющей себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции, инструментом – обратная связь между технико-эксплуатационными показателями внутрихозяйственного автотранспорта, а критериальным показателем эффективности – снижение себестоимости грузоперевозок. С помощью обратной связи, которая является основой приспособления внутрихозяйственного автотранспорта к изменяющимся условиям сельскохозяйственного производства (климатические условия, изменение технологии, изменение внешних факторов), представляется возможным управлять эффективностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства. Управление осуществляется за счет использования системы показателей внутрихозяйственного автотранспорта; управление эффективностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства определяется не только условиями и особенностями сельскохозяйственного производства, но и функциональным назначением внутрихозяйственного автотранспорта. Суть его состоит в том, чтобы: закрыть транспортные потребности основного производства; обеспечить минимум транспортных расходов в расчете на одну тонну перевезенной продукции; за счет своей адаптивности обеспечить своевременность выполнения своих функциональных обязанностей в изменяющихся условиях процесса производства.