4. 2 Конструкция разъемно-сцепного механизма на автопоездах
Автопоезд состоит из тягача 1 (рисунок 4. 1, 4. 2), полуприцепа 2 с опорными стойками 3 и седельно-сцепного устройства с седлом 4, разъемно-сцепным механизмом и фиксатором. Седло с помощью кронштейнов 5 (рисунок 4. 3) закреплено на поворотной раме тягача и связано с ними шарнирами 6 и 7. На полуприцепе с помощью плиты 8 закреплен сцепной шкворень 9. Опорные стойки шарнирно посажены на ось 10, имеют штифт 11 и поперечину 12. Ось жестко закреплена на косынке 13, приваренной к днищу полуприцепа.
Рисунок 4. 1 – Автопоезд в расцепленном состоянии
Рисунок 4. 2 – Автопоезд в транспортном положении
Разъемно-сцепной механизм состоит из двух захватов 14 (рисунок 4. 4) и запорного кулака 15 со стопором 16, подвижно установленных на опорной плите седла с помощью пальцев 17 и 18 соответственно. Один из захватов (левый) имеет штифт 19, а запорный кулак и стопор снабжены пружинами 20 и 21. К нижней плоскости опорной плиты седла и запорному кулаку приварены упоры 22 и штифт 23.
На кольце 24 (рисунок 4. 3), приваренном к опорной плите седла, с помощью двух опор 25 установлен гидроцилиндр 26. Шток гидроцилиндра шарнирно соединен с ползуном 27, подвижно установленным в направляющих 28. Направляющие жестко закреплены с помощью стакана 29 на ребре 30. К ползуну 27 приварен упор 31.
Рисунок 4.3 – Конструкция механизма
На полуприцепе установлена телескопическая пара, состоящая из неподвижной 32 и подвижной 33 частей. Неподвижная часть с помощью косынки жестко закреплена на днище полуприцеп, имеет два продольных паза 34 и отверстие 35. Снизу на неподвижной части с помощью ребра 36 шарнирно установлена собачка 37, связанная с ней пружиной 38 и имеющая выступ 39. Подвижная часть телескопической пары имеет ролик 40, штифт 41 и отверстие 42. С опорными стойками полуприцепа она связана планкой 43, шарнирно насаженной на штифт 41 и имеющей паз 44.
Фиксатор состоит из рычага 45 (рисунок 4.5), с жестко посаженным на нем ограничителем 46, и флюгера. Рычаг, с помощью приваренной к нему втулки 48, шарнирно установлен на пальце 49 (рисунок 4.3), который закреплен на опорной плите седла тягача. Флюгер включает в себя пальчик 50 (рисунок 4.5), ребро 51 и втулку 52, сваренные между собой. С помощью пружины скручивания 53 флюгер шарнирно соединен с рычагом. В средней части рычага фиксатор связан со стаканом пружиной растяжения 54.
Сцепку и расцепку автопоезда производят следующим образом:
Запорный кулак 15 разъемно-сцепного механизма имеет два положения: заднее - "захваты открыты" и переднее - "захваты закрыты". В расцепленном состоянии автопоезда запорный кулак находится в положении "захваты открыты" и удерживается в нем стопором 16, который под действием пружины 23 заходит за его выступ.
Для сцепки автопоезда тягач 1 (рисунок 4. 1) задним ходом подают к стоящему на площадке с опущенными опорными стойками 3 полуприцепу 2. Сцепной шкворень 9 (рисунок 4. 4) при этом войдет в зев захватов 14 и раскроет их. Проворачиваясь по часовой стрелке вокруг пальца 17, левый захват штифтом 19 нажмет на стопор 16, провернет его вокруг оси против часовой стрелки и выведет из зацепления с выступом запорного кулачка 15. Запорный кулак под действием пружины 20 упрется в передние выступы захватов, фиксируя их в таком положении. При дальнейшем движении тягача сцепной шкворень, воздействуя на внутренние поверхности захватов, провернет их вокруг пальцев 17 в обратном направлении и окажется плотно зажатым ими, то есть запорный кулак 15 под действием пружины 20 войдет в специальные выемки в передней части захватов, занимая положение "захваты закрыты", и застопорит их от проворачивания, тем самым предотвращая произвольную расцепку автопоезда.
Рисунок 4.4 – Конструкция механизма в разрезе
Для перевода опорных стоек полуприцепа в транспортное положение рукоятку распределителя гидросистемы тягача ставят в положение, при котором масло попадает в поршневую полость гидроцилиндра 26. Шток гидроцилиндра и ползун 27 перемещаются в направлении стрелки Б, оказывая воздействие на ролик 40 и перемещая подвижную часть 33 телескопической пары вместе с планкой 43. В первоначальный момент, благодаря наличию паза 44, планка скользит по штифту 11, не передавая усилия на опорные стойки. За это время выступ 39 собачки 37 будет вытолкнут из отверстия 42, в результате чего собачка будет выведена из зацепления с поперечиной 12, а опорные стойки освобождены от фиксации. При дальнейшем перемещении планка войдет в контакт со штифтом 11 и повернет опорные стойки полуприцепа вокруг оси 10 до транспортного положения (рисунок 4. 2). Автопоезд окажется подготовленным к выполнению транспортных работ. Сектор ползуна 27 при этом будет постоянно находиться во взаимодействии с роликом, удерживая опорные стойки в этом положении.
Для расцепки автопоезда рукоятку распределителя гидросистемы тягача устанавливают в положение, при котором масло попадает в штоковую полость гидроцилиндра. Шток и ползун при этом перемещаются в обратном направлении, уводя сектор от взаимодействия с роликом 40. Опорные стойки полуприцепа под действием собственного веса опускаются, проворачиваясь вокруг оси и воздействуя через планку на подвижную часть телескопической пары, перемещают ее в том же направлении. В момент занятия опорными стойками вертикального положения (рисунок 4. 1) поперечина 12 войдет в зацепление с собачкой, отверстия 42 и 35 (рисунок 4. 3) совместятся и выступ 39 под действием пружины 38 утонет в них, фиксируя это состояние. При дальнейшем перемещении ползун своим упором 31 войдет в соприкосновение с рычагом фиксатора и, поворачивая его вокруг пальца 49 по стрелке В через пальчик 50 (рисунок 4. 5) и штифт 22 (рисунок 4. 3) начнет сдвигать запорный кулак в противоположном направлении стрелки Б, освобождая от фиксации захваты разъемно-сцепного механизма и растягивая пружины 54. По мере продвижения пальчик 50 попадает на наклонную часть упора 21, который сместит его вправо, выводя из зацепления со штифтом 22, проворачивая флюгер по часовой стрелке и закручивая пружину 53. При проходе пальчиком наклонной части упора, флюгер, рычаг и запорный кулак под действием пружин 53, 54 и 20 окажутся в исходных положениях.
Рисунок 4. 5 – Изображение фиксатора
Наличие гидроцилиндра, фиксатора и телескопической пары позволяет улучшить условия эксплуатации, так как создает возможность осуществлять операции сцепки и расцепки автопоезда, устанавливать полуприцеп на опорные стойки и переводить их в транспортное положение, не выходя из кабины тягача.
Техническое решение не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду, так как не производит воздействия на почву и выброс вредных примесей в атмосферу.
- Введение
- Анализ организационной структуры управления и численности персонала оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.3 Анализ парка подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.4 Анализ технико-эксплуатационных показателей оао атп «Ставропольское – 2»
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- Маркетинговый анализ внешней среды оао атп «Ставропольское – 2»
- Классификация и сегментация перевозимых грузов
- 1.6.2 Оценка конкурентов оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.6.3 Оценка клиентуры оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.7 Анализ финансовых результатов деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- 2 Обоснование и выбор методов решения задач проектирования
- 2.1 Стратегическое планирование деятельности
- 2.2 Особенности перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 2.2.1 Проблемы перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- Методы проведения маршрутизации перевозок зерна
- 3 Разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления работы транспорта оао атп «ставропольское – 2»
- 3.1 Обоснование способа перевозки грузов и выбор метода движения подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.2 Выбор подвижного состава для перевозки зерновых культур на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.3 Разработка рациональных маршрутов движения подвижного состава на базе применения экономико-математических методов на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.4 Расчет технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава и его производительности на маршрутах оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.5 Определение числа погрузо-разгрузочных постов
- 3.6 Организация оперативного планирования перевозками грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.7 Организация труда водителей на маршруте
- Диспетчерское руководство перевозками оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.9 Производственная программа по эксплуатации подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 4 Конструкторский раздел
- 4.1 Внедрение разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 4. 2 Конструкция разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 5 Безопасность и экологичность проекта
- 5.1 Безопасность дорожного движения
- 5.1.1 Внедрение усовершенствованной кабины транспортного средства
- 5.2 Экологичность проекта
- 5.2.1 Расчет водопотребления и сброса неочищенных сточных вод на оао атп «Ставропольское – 2»
- 5.2.2 Безопасность жизнедеятельности
- 5. 2. 2. 1 Характеристика помещения
- 9. Расчет искусственного освещения
- 6 Экономическая часть
- 6.1 Экономическая эффективность от маршрутизации перевозок
- 6.2 Экономический эффект от внедрения разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 6.3 Расчет экономического эффекта от внедрения усовершенствованной кабины транспортного средства
- Заключение
- Список использованной литературы