logo
весь

4.1 Внедрение разъемно-сцепного механизма на автопоездах

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки сельскохозяйственных и других грузов. Автопоезд содержит тягач, полуприцеп с опорными стойками и седельно-сцепное устройство. Седельно-сцепное устройство имеет седло с разъемно-сцепным механизмом и фиксатором, установленным на поворотной раме тягача, и шкворень, закрепленный на полуприцепе. На седле тягача установлен гидроцилиндр, шток которого кинематически связан с расположенной на полуприцепе телескопической парой. Подвижная часть телескопической пары через промежуточное звено шарнирно соединена с опорными стойками полуприцепа. Фиксатор выполнен в виде рычага с подпружиненным флюгером, шарнирно установленного на опорной плите седла тягача. Достигаемый технический результат состоит в улучшении условий эксплуатации автопоезда

Известен подъемный механизм с пневмогидравлическим приводом седельно-сцепного устройства. Седельно-сцепное устройство установлено на поворотной платформе тягача, поднимается и опускается под действием сжатого воздуха с помощью силовых цилиндров, распределителя и мультипликатора, соединенных с пневматической системой тягача, а снятие фиксации в поднятом состоянии автоматизировано с помощью диафрагменной камеры. Расцепку автопоезда осуществляют подачей воздуха в диафрагменную камеру, взаимодействующую с запорным кулаком разъемно-сцепного механизма.

Недостатком механизма является невозможность подъема опорных стоек полуприцепа и, как следствие, сужение функциональных возможностей, так как автопоезд с таким механизмом может использоваться только на погрузочно-разгрузочных площадках.

Известен автопоезд для транспортирования длинномерных грузов, принятый за прототип (N 1050952, МКИ B 62 D 53/00, B 60 P 3/40/). Автопоезд содержит тягач, полуприцеп с опорными стойками и седельно-сцепное устройство, имеющее седло с разъемно-сцепным механизмом и фиксатором, установленным на поворотной раме тягача, и шкворень, закрепленный на полуприцепе.

Недостатком автопоезда является необходимость вручную производить открытие замков седельного устройства, а также фиксацию и расфиксацию опорных стоек при подготовке водителем тягача к погрузке и движению.

Для улучшения условий эксплуатации на седле тягача установлен гидроцилиндр, шток которого кинематически связан с расположенной на полуприцепе телескопической парой, подвижная часть которой через промежуточное звено шарнирно соединена с опорными стойками полуприцепа, а фиксатор выполнен в виде рычага с подпружиненным флюгером, шарнирно установленного на опорной плите седла тягача.

Исполнение фиксатора в виде стойки и флюгера, соединенных между собой пружиной скручивания с возможностью проворачиваться относительно друг друга, шарнирно посаженных с помощью втулки на седле и связанных с последним пружиной растяжения, позволяет при расцепке автопоезда устанавливать опорные стойки в положение, при котором на них опирается полуприцеп в отцепленном состоянии и одновременно отводить путем взаимодействия с упорами запорный кулак в переднее положение, освобождая таким образом захваты и обеспечивая возможность выхода шкворня, и освобождать запорный кулак после окончания этих операций.

Наличие кинематической связи установленного на седле тягача гидроцилиндра с телескопической парой, взаимодействующей с опорными стойками полуприцепа и разъемно-сцепным механизмом, позволяет производить операции сцепки и расцепки автопоезда, не выходя из кабины тягача.