logo search
Лекц

9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой

К факторам, связанным с внешней средой, увеличивающим потенциальный риск ДТП, относятся темное время суток, небла­гоприятные погодные условия, опасное состояние дорожного покрытия, перегруженность дороги транспортными средствами, проведение дорожно-ремонтных работ. Эти факторы тесно связа­ны с дорожными, увеличивают число ДТП, усиливая нагрузку на психику человека и требуя от него принятия решений в нестан­дартных ситуациях.

Темное время суток. Установлено, что в темное время суток относительное число ДТП примерно в 1,5 — 3,5 раза выше по срав­нению со светлым временем. Такое соотношение может обосно­вываться как условиями плохой видимости, так и тем, что ночью за рулем может быть больше водителей в состоянии алкогольного опьянения, утомленных, а поэтому менее внимательных. Небла­гоприятные погодные условия оказывают более негативное влия­ние ночью, чем днем.

Неблагоприятные погодные условия. Статистические данные подтверждают, что во время осадков число ДТП увеличивается. Выявлены закономерности, что неожиданные осадки после продолжительного сухого периода вызывают резкое увеличение рис­ка ДТП, а затяжные осадки вызывают адаптацию водителей, в результате чего число ДТП постепенно уменьшается.

Состояние дорожного покрытия. На скользком дорожном по­крытии сразу после наступления гололеда риск возникновения ДТП возрастает. По мере адаптации водителей к сложным дорож­ным условиям число ДТП постепенно уменьшается, влияние не­благоприятного внешнего фактора снижается.

Неровности дорожного покрытия в сочетании с неблагоприят­ными погодными условиями способствуют увеличению риска ДТП.

Например, в северных районах, характеризующихся продол­жительными и холодными зимами, существуют недостаточные условия видимости и сцепные качества дорожных покрытий. На­личие снега и льда увеличивает тормозной путь и опасность поте­ри контроля над управлением транспортными средствами. Снеж­ные заносы вдоль дороги снижают видимость и уменьшают ис­пользуемую ширину проезжей части дороги. Низкий коэффици­ент сцепления приводит к увеличению тормозного пути. Влияние состояния дорожного покрытия на относительный уровень ава­рийности представлено в табл. 9.14.

Перегруженность дороги транспортными средствами. Движение в насыщенном транспортном потоке характеризуется повышен­ной нагрузкой на психику водителей, поскольку движение в та­ких условиях требует от водителя быстрой реакции, напряженно­го внимания, прогнозирования действий других водителей, а так­же ограничивает возможности для маневра. Возрастает число оши­бок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к увеличению числа ДТП (табл. 9.15).

Проведение дорожно-ремонтных работ. Наличие на дороге уча­стков, где проводят дорожно-ремонтные работы, создает препят­ствие для плавного движения транспортного потока, ограничива­ет пропускную способность дороги. На таком участке может возникать перегруженность дороги, что приводит к увеличению рис­ка ДТП. Дорожные работы выступают как фактор неожиданности для водителя, особенно это опасно на участке, которым водитель привычно пользуется ежедневно.

Для предотвращения негативных последствий проведения до-рожно-ремонтных работ рекомендуется:

использование средств сигнализации для привлечения внима­ния водителей, особенно в темное время суток;

информирование о проведении на дороге дорожных работ че­рез средства массовой информации и сообщение об альтернатив­ных маршрутах движения для разгрузки участка с ограниченной пропускной способностью;

использование эффекта присутствия представителей ГИБДД МВД России на подъездах к опасным участкам.