logo search
Лекц

9.2.1. Общая характеристика

На БДД оказывает влияние множество факторов как объектив­ных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсив­ность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил). Таким образом, на доро­гах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов «человек», «автомобиль», «дорога», функ­ционирующих в определенной «среде». Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность.

С точки зрения БДД для системного изучения интерес пред­ставляют как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания:

человек—автомобиль;

автомобиль—дорога;

дорога — человек.

На рис. 9.3 представлена роль разных факторов как причин ДТП: в 57 % случаев главная причина ДТП — ошибка человека; в 27 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия чело­века и дороги; в 6% случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и автомобиля; в 3 % случаев причиной ДТП является проблема сложного взаимодействия человека, ав­томобиля и дороги.

Для планирования мероприятий по снижению влияния факто­ров аварийности необходим прежде всего их детальный анализ.

Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований приведе­ны в табл. 9.1.

Все разнообразие мер, применимых в качестве основных инст­рументов для повышения БДД, можно подразделить по основ­ным факторам риска ДТП на три группы:

• для повышения безопасности поведения участников дорожно­го движения (фактор «человек») — предназначены для проведения мероприятий в рамках воспитательной, образовательной, законо­творческой, политической, общественной деятельности, нацелен­ной на формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения, посредством воспитания желательного и корректировки нежелательного поведения, а также для деятельно­сти дорожных организаций в рамках аудита безопасности;

« повышения безопасности транспортных средств (фактор «ав­томобиль») — предназначены для проведения мероприятий в рам­ках деятельности, направленной на повышение надежности и без­опасности как самих транспортных, средств, так и их эксплуата­ции;

• повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рам­ках деятельности, связанной с планированием, проектировани­ем, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдель­ных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых се­тей.

Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реа­лизуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством:

сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определе­ния курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД;

программирования деятельности в порядке правильно расстав­ленных приоритетов, когда решение конкретной проблемы сни­жает остроту последующей проблемы, намеченной для решения;

планомерности и системности проведения мероприятий;

реализации мер, имеющих потенциал экономической окупае­мости общественных средств, направляемых на проведение ме­роприятий по повышению БДД;

проведения последующего мониторинга для анализа результа­тивности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности;

оптимизации решения главной задачи любой транспортно-дорожной сети — обеспечения транспортных операций с минималь­ными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций.