logo search
весь

3.7 Организация труда водителей на маршруте

Организация работы водителей имеет важнейшее значение не только с точки зрения эффективности транспортного процесса, сохранности груза и подвижного состава, но и с точки зрения безопасности всех участников дорожного движения. Режим труда и отдыха водителей должен предотвращать накопление усталости, нервное и физическое перенапряжение.

Организация работы водителей основывается на Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25.06.99 №16 (с изм. от 23.10.2001). Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей независимо от организационной формы и ведомственной подчиненности организации кроме водителей, занятых на международных перевозках.

В отличие от большинства других профессий водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени, как правило, за месяц, исходя из 40-часовой продолжительности рабочего времени в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может устанавливаться не более 10 ч.

В состав рабочего времени водителя включается:

  1. время управления автотранспортным средством (в течение смены не может превышать 9 ч, а при перевозках тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч);

  2. время остановок для кратковременного отдыха в пути и на конечных пунктах;

  3. подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии;

  4. время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

  5. время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;

  6. время простоев не по вине водителя;

  7. время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии неисправностей.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительность не более 2 ч не позднее, чем через 4 ч после начала работы. Если продолжительность смены более 8 ч, предоставляется два перерыва.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом и их продолжительность не должна быть менее 42 ч. При скользящих выходных число дней еженедельного отдыха не должно быть менее числа полных недель этого месяца.

Нормирование пробега автомобиля в течение смены основывается на расчетной скорости движения в разных условиях. Расчетная скорость движения автотранспортного средства должна устанавливаться для каждого маршрута или их группы приказом по АТО и периодически корректироваться на основании анализа объективных результатов работы подвижного состава, контрольных замеров.

При планировании рациональной организации труда необходимо комплексно учитывать:

  1. требования охраны труда;

  2. особенности организации перевозочного процесса, складывающегося из законченных операций доставки грузов – циклов перевозок, и связанную с суточным или сменным циклом эксплуатации подвижного состава, его подачу из АТП в пункт вывоза груза и возврата в АТП с последнего пункта завоза;

  3. режим работы обслуживаемых предприятий.

Рабочее время водителей целесообразно планировать с помощью графиков работы, в которых устанавливаются для каждого водителя дни и часы работы, смена и дни отдыха.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации подвижного состава и формы организации труда водителей графики могут отражать односменную, полуторасменную, двусменную и трехсменную работу водителей и подвижного состава на линии.

Поскольку у водителей продолжительность рабочей смены больше нормативной, переработка в эти дни компенсируется соответствующей недоработкой или полным освобождением от работы в другие дни, но общее количество часов работы за месяц не должно превышать установленной нормы.

Для построения месячного графика работы водителей определяется количество рабочих дней (смен) на линии для каждого водителя по формуле:

,

(3.34)

где – плановый месячный фонд рабочего времени, ч;

– продолжительность рабочей смены водителя, ч.

дн.