3.2 Формирование производственной программы
Производственная программа - это объем и номенклатура работ по техническому обслуживанию и ремонту, которые должен выполнить работник, группа работников, производственное подразделение или ПАС за конкретный промежуток времени — смену, месяц, год. Желаемый вариант производственной программы - полная загрузка всех производственных мощностей при реальной интенсивности и организации их использования при существующем режиме работы станции.
Если структура спроса и поток требований не обеспечивают желаемый вариант производственной программы, для его формирования могут быть изменены некоторые переменные параметры производственной системы - число работников, организация выполнения операций, режим работы и т.д. Эти изменения могут быть результатом реакции на спрос и входящий поток требований. При этом имеется в виду, что сам спрос, поток заказов и организационные переменные обеспечивают удовлетворительную загрузку производственных мощностей.
Может сложиться такая ситуация, когда спрос и поток заказов даже при условии перечисленных изменений в организации не обеспечивают необходимого использования мощностей. В этом случае маркетинговые и производственные службы ПАС должны использовать мероприятия, которые благоприятствовали бы увеличению загрузки производственных мощностей.
Формирование производственной программы сводится в конечном итоге к формированию спроса и в любом случае начинается не тогда, когда надо загрузить рабочие места, а значительно раньше - когда формируются эти места. Раньше при строительстве ПАС и создании их производственных структур не исходили из требований спроса. И в результате сегодня в небольшом городе стоит станция мощностью 25 постов (125 работников), рядом с которой возникли маленькие ПАС (5-б работников). Эта большая станция незагружена, потому что она не отвечает условиям спроса и это является следствием ошибочного решения строительства такой станции.
Таким образом, формирование производственной программы ПАС - это формирование спроса. В этой ситуации изучение спроса и создание мощностей для его удовлетворения являются первыми шагами на пути формирования производственной программы.
Следующее направление формирования производственной программы - это регулирование входящего потока методами, которые способствуют улучшению обслуживания клиентуры. К таким методам можно отнести все, благодаря чему клиент будет приезжать на ПАС в назначенное время. Например, предварительная запись - это удовлетворяющий клиента метод с точки зрения удобства и сокращения затрат времени. При предварительной записи предприятие может формировать производственную программу по своему усмотрению с расчетом эффективности производства. Описанные раньше формы обслуживания клиентуры также являются удобными для формирования производственной программы с учетом эффективности: абонементное и учетное обслуживание по принципу «забота об автомобиле». С этой точки зрения ПАС выгодно иметь соглашения с клиентурой. Но в нынешнее время из-за малой платежеспособности клиентов и интенсивной конкуренции далеко не все предприятия в достаточной мере загружены. Поэтому при формировании производственной программы исходят из условий поисков клиентов и способов их удовлетворения.
К этим способам можно отнести, прежде всего, бесплатное диагностирование или другие методы привлечения клиентов. Например, если ПАС имеет соответствующее оборудование для шиномонтажа, балансировки и регулировки углов установки управляемых колес, но не имеет достаточного числа клиентов, то она может «хитрить», например: балансировать колеса бесплатно. Тот, кто приедет, чтобы отбалансировать бесплатно колесо, скорее всего, будучи на ПАС, пожелает и смонтировать его или отрегулировать углы установки управляемых колес. Если даже это сделает не каждый, то все равно это лучше, чем ничего. Если на ПАС есть мойка, которая загружена в недостаточной мере; то можно предложить бесплатную мойку при условии выполнения после нее работ по обслуживанию и ремонту на ПАС. Если на ПАС недогружены посты покраски, то можно выполнить комплексную работу по рихтовке и покраске дешевле, чем каждую отдельно, что тоже заинтересует клиента.
Если ПАС загружено в достаточной мере, формирование производственной программы предусматривает действия по созданию графика выполнения работ и оперативному регулированию процессов обеспечения минимального производственного цикла и промежутков между циклами, т.е. последовательность индивидуальных нарядов-заказов, которые мог бы выполнить исполнитель на протяжении смены.
Задача усложняется в том случае, когда эти работы взаимосвязаны по технологии или последовательности. Например, если первый автомобиль требует ремонта передней подвески, регулировки углов установки управляемых колес и карбюратора, второй - регулировки клапанов и углов установки управляемых колес, а третий - регулировки углов установки управляемых колес и замены масла в двигателе, то эти работы связаны технологически и в данном случае выполняются на одном и том же оборудовании. Задача сводится к тому, чтобы обеспечить последовательность выполнения работ с минимальным сроком по каждому заказу.
В теории оперативного управления существуют методы оптимизации таких задач, но в нашем случае задача усложняется субъективным фактором (т.е. требованиями клиентов) и требованием соблюдения последовательности выполнения работ; первым обслуживается тот, кто первый обратился.
- Основные сокращения
- Введение
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса
- 1.1 Особенности услуг, предоставляемых предприятиями автосервиса
- 1.2 Проектирование процесса оказания услуг в сфере стс
- 1.3 Виды, типы и функции предприятий сферы сервиса транспортных средств.
- 1.4 Состояние и пути развития производственно-технологической базы предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 1.4.1 Состав производственно-технологической базы
- 1.4.2 Пути развития производственно-технологической базы предприятий сервиса транспортных средств
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.1 Нормы проектирования предприятий сферы стс
- 2.1.1 Основные требования к генеральному плану
- 2.1.2 Основные требования к зданиям и помещениям
- 2.1.3 Рампы и лифты
- 2.1.4 Планировочные параметры постов мойки, то и тр
- 2.1.5 Ворота
- 2.1.6 Противопожарные требования
- 2.1.7 Отопление и вентиляция
- 2.1.8 Водоснабжение и канализация
- 2.1.9 Электроснабжение
- 2.2 Расчетные технологические данные для проектирования предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2 Продолжительность технического обслуживания и ремонта атс
- 2.2.3 Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта
- 2.3 Рекомендации по составу и размещению технологического оборудования
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс
- 3.1 Факторы, влияющие на организацию производства услуг
- 3.2 Формирование производственной программы
- 3.3 Методика определения производственной мощности
- 3.3.1 Производственная мощность пас
- 3.3.2 Расчет производственной программы атп
- 3.4 Расчет численности рабочих и служащих атп
- 3.5 Расчетно-нормативная основа проектирования и реконструкции
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств
- 4.1 Организация технологических процессов то и тр атс
- 4.2 Организация работ на участках основного производства пас
- 4.3 Планировка производственных зон и участков
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям
- 5.1 Управление спросом и предложением в сфере сервиса транспортных средств
- 5.1.1 Особенности согласования спроса и предложения в сфере сервиса
- 5.1.2 Управление спросом
- 1) Ценообразование.
- 2) Предварительные заказы и назначение приемов.
- 3) Сообщение информации.
- 5.1.3 Управление предложением
- 5.2 Применение теории массового обслуживания к согласованию спроса и предложения услуг
- 5.3 Обеспечение высокого качества услуг при проектировании их процессов
- 5.3.1 Важность качества оказания услуг
- 5.3.2 Определение качества услуг
- 5.3.3 Критерии качества услуги
- 5.3.4 Модель расхождения качества услуги
- 5.3.5 Достижение качества услуги
- 5.4 Проблемы обеспечения производительности и эффективности при их проектировании
- 5.4.1 Понятия и определения
- 5.4.2 Важность повышения производительности
- 5.4.3 Оценка производительности в сфере стс
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг
- 6.1 Порядок согласования проектной документации предприятий сервиса транспортных средств
- 6.2 Методика сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту атс
- 6.3 Методика оценки процесса оказания перевозочных услуг
- Литература
- Глава 1 Виды, типы и особенности задач, решаемых предприятиями автосервиса 7
- Глава 2 Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий сферы сервиса транспортных средств 17
- Глава 3 Организация услуг по профилактике и ремонту атс 46
- Глава 4 Технологический расчет и планировка производственных участков предприятий сферы сервиса транспортных средств 58
- Глава 5 Проектирование процессов оказания услуг по маркетинговым и технико-экономическим критериям 77
- Глава 6 Порядок согласования проектной документации и сертификация процессов оказания услуг 114