logo search
ППОУ_2-изд Перепеченов

3.2 Формирование производственной программы

Производственная программа - это объем и номенклатура работ по техническому обслуживанию и ремонту, которые должен выполнить работник, группа работников, производственное подразделение или ПАС за конкретный промежуток времени — смену, месяц, год. Желаемый вариант производственной программы - полная загрузка всех производственных мощностей при реальной интенсивности и организации их использования при существующем режиме работы станции.

Если структура спроса и поток требований не обеспечивают желаемый вариант производственной программы, для его формирования могут быть изменены некоторые переменные параметры производственной системы - число работников, организация выполнения операций, режим работы и т.д. Эти изменения могут быть результатом реакции на спрос и входящий поток требований. При этом имеется в виду, что сам спрос, поток заказов и организационные переменные обеспечивают удовлетворительную загрузку производственных мощностей.

Может сложиться такая ситуация, когда спрос и поток заказов даже при условии перечисленных изменений в организации не обеспечивают необходимого использования мощностей. В этом случае маркетинговые и производственные службы ПАС должны использовать мероприятия, которые благоприятствовали бы увеличению загрузки производственных мощностей.

Формирование производственной программы сводится в конечном итоге к формированию спроса и в любом случае начинается не тогда, когда надо загрузить рабочие места, а значительно раньше - когда формируются эти места. Раньше при строительстве ПАС и создании их производственных структур не исходили из требований спроса. И в результате сегодня в небольшом городе стоит станция мощностью 25 постов (125 работников), рядом с которой возникли маленькие ПАС (5-б работников). Эта большая станция незагружена, потому что она не отвечает условиям спроса и это является следствием ошибочного решения строительства такой станции.

Таким образом, формирование производственной программы ПАС - это формирование спроса. В этой ситуации изучение спроса и создание мощностей для его удовлетворения являются первыми шагами на пути формирования производственной программы.

Следующее направление формирования производственной программы - это регулирование входящего потока методами, которые способствуют улучшению обслуживания клиентуры. К таким методам можно отнести все, благодаря чему клиент будет приезжать на ПАС в назначенное время. Например, предварительная запись - это удовлетворяющий клиента метод с точки зрения удобства и сокращения затрат времени. При предварительной записи предприятие может формировать производственную программу по своему усмотрению с расчетом эффективности производства. Описанные раньше формы обслуживания клиентуры также являются удобными для формирования производственной программы с учетом эффективности: абонементное и учетное обслуживание по принципу «забота об автомобиле». С этой точки зрения ПАС выгодно иметь соглашения с клиентурой. Но в нынешнее время из-за малой платежеспособности клиентов и интенсивной конкуренции далеко не все предприятия в достаточной мере загружены. Поэтому при формировании производственной программы исходят из условий поисков клиентов и способов их удовлетворения.

К этим способам можно отнести, прежде всего, бесплатное диагностирование или другие методы привлечения клиентов. Например, если ПАС имеет соответствующее оборудование для шиномонтажа, балансировки и регулировки углов установки управляемых колес, но не имеет достаточного числа клиентов, то она может «хитрить», например: балансировать колеса бесплатно. Тот, кто приедет, чтобы отбалансировать бесплатно колесо, скорее всего, будучи на ПАС, пожелает и смонтировать его или отрегулировать углы установки управляемых колес. Если даже это сделает не каждый, то все равно это лучше, чем ничего. Если на ПАС есть мойка, которая загружена в недостаточной мере; то можно предложить бесплатную мойку при условии выполнения после нее работ по обслуживанию и ремонту на ПАС. Если на ПАС недогружены посты покраски, то можно выполнить комплексную работу по рихтовке и покраске дешевле, чем каждую отдельно, что тоже заинтересует клиента.

Если ПАС загружено в достаточной мере, формирование производственной программы предусматривает действия по созданию графика выполнения работ и оперативному регулированию процессов обеспечения минимального производственного цикла и промежутков между циклами, т.е. последовательность индивидуальных нарядов-заказов, которые мог бы выполнить исполнитель на протяжении смены.

Задача усложняется в том случае, когда эти работы взаимосвязаны по технологии или последовательности. Например, если первый автомобиль требует ремонта передней подвески, регулировки углов установки управляемых колес и карбюратора, второй - регулировки клапанов и углов установки управляемых колес, а третий - регулировки углов установки управляемых колес и замены масла в двигателе, то эти работы связаны технологически и в данном случае выполняются на одном и том же оборудовании. Задача сводится к тому, чтобы обеспечить последовательность выполнения работ с минимальным сроком по каждому заказу.

В теории оперативного управления существуют методы оптимизации таких задач, но в нашем случае задача усложняется субъективным фактором (т.е. требованиями клиентов) и требованием соблюдения последовательности выполнения работ; первым обслуживается тот, кто первый обратился.