logo search
Лекц

5.2. Транспортная тара

Выбор способа выполнения ПРР зависит от вида перевозимого груза и его упаковки — транспортной тары. Типы и размеры транс­портной тары в основном регламентированы стандартами. Грузо­отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечива­ет максимальную сохранность продукции при доставке и рацио­нальное использование объема кузова АТС.

Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздей­ствия внешних факторов и обеспечения удобства ПРР, транспор­тирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на AT предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать по следующим признакам:

• сфера обращения: разовая; многооборотная;

• способность сохранять свою форму: жесткая (из металла, де­рева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из поли­мерных материалов, картона и т.п.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т.п.).

К основным видам жесткой тары относятся:

ящики (деревянные, фанерные, полиэтиленовые, из гофри­рованного картона);

обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);

фляги (для молока и лакокрасочных материалов);

тара стеклянная;

контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (гру­за), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответ­ствуют требованиям рационального использования перегрузочного оборудования и ПС. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда, при этом непосредственно груз может быть упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару.

Для создания пакетов используют средства пакетирования — технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. По конст­руктивным признакам средства пакетирования подразделяют на следующие виды:

• поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные. Рекомендо­ванные размеры поддонов в плане 1200x1000 мм (ISO 3676), допускается 1 200х800 мм («Европул»). В соответствии с ГОСТ 19434— 74 «Грузовые единицы, транспортные средства и склады. Основные присоединительные размеры» (с изм. 1979 г.) размеры пакета, сфор­мированного на поддоне, не должны превышать 1 240х840 или 1 240х1 040 мм в зависимости от типа поддона. Для загрузки круп­нотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с разме­рами в плане 1 140 х 1 140 мм, высотой 1 350 мм и массой до 1,25 т. На внутренних перевозках чаше всего используют деревянные однонастильные поддоны размером 1 200 х 800 мм грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчи­тывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных опе­раций и его гарантийный срок службы составляет 1 год;

• кассеты, представляющие собой пространственную раму, ко­торая со всех сторон защищает груз от повреждения. Кассеты ис­пользуют для пакетирования хрупких материалов;

• стропы, изготовленные из синтетических лент. Стропы ис­пользуют для пакетирования Мешковых и киповых грузов. Грузо­подъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может по­требоваться до 10 м строп.

При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины можно использовать тару-оборудование, которая состо­ит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить тру­доемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в ко­торой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840 х 620 мм, высоту 925... 1 600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу 47 82 Kf.

Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров. Контейнер —• это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и приспособленное для меха­низированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение следующих основных функций:

• укрупнение грузовых единиц;

• функции съемного специализированного кузова;

• защита от различных воздействий

качестве внешней тары; • временной складской емкости. Для ГАП используют контейнеры разных типов: от сеточных для торгов­ли до крупногабаритных международ­ного стандарта. Последние имеют осо­бое значение для AT, поскольку в них перевозят большинство грузов в меж­дународном сообщении и нескольки­ми видами транспорта. Размеры кон­тейнеров и присоединительные разме­ры специализированного ПС удовлет­воряют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших, как это показано на рис. 5.2.

Для внутренних перевозок широко используют контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5 т, стандарт на которые разработан еще в 1935 r.

В табл. 5.2 приведены технические характеристики наиболее распространенных типов контейнеров, используемых на AT. Для увеличения объема контейнеров допускается увеличивать их вы­соту до 2 591 мм (в обозначении таких контейнеров добавляется еще одна буква: 1АА, IBB, ICC, 1DD) и до 2 896 мм (1ААА, 1ВВВ). Прочность контейнеров обеспечивает возможность их шта­белирования в шесть ярусов.

Помимо универсальных на AT большое распространение полу­чили специализированные контейнеры, которые позволяют орга­низовать массовую перевозку больших объемов отдельных видов грузов с высоким качеством. Виды специализированных контей­неров примерно соответствуют типам кузовов АТС.

Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь марки­ровку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила мар­кировки определяет ГОСТ 14192 — 96 «Маркировка грузов» (с изм. от 22.06.2000), являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на транспортной маркировке приведено на рис. 5.3. Показанные штриховыми линиями блоки на рис. 5.3 — необязательные надписи или обозначения.

Пример транспортной маркировки приведен на рис. 5.4.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99 «Упаковка. Маркировка, ука­зывающая на способ обращения с грузами». Знаки наносят непо­средственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каж­дое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100; 150 или 200 MM.

Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками (например, «За обвязку не поднимать»).

Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.