9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
Методическим центром профилактической работы по предупреждению ДТП в АТО является кабинет по безопасности движения, который должен быть организован в АТО, где работают более 50 водителей. В организации с меньшим числом водителей необходимо наличие стенда по безопасности движения, располагаемого вблизи диспетчерского отдела.
Непосредственным организатором и ответственным за работу кабинета по безопасности движения является начальник отдела безопасности движения (старший инженер, инженер). Ответственным за комплектацию кабинета является руководитель АТО. •
Оснащение кабинета по безопасности движения должно соответствовать профилю и преимущественным условиям работы данного ATO.
В настоящее время организация и работа кабинета по безопасности движения регламентируется Положением по оснащению и организации работы кабинетов по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-07, разработанным Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) в 1986 г. Данный документ носит рекомендательный характер.
В Положении отражены основные требования по размерам и оборудованию кабинета, содержание его экспозиций и организации работы.
Оборудование кабинета по безопасности движения должно включать в себя технические средства (плакаты, кино- и видеоматериалы) и приборы для проведения занятий по повышению квалификации водителей (технические средства обучения), для оценки и качества обучения (приборы программированного обучения и компьютеры) и его результатов, а также обеспечивать возможность контроля и тренировки психофизиологических параметров водителей (тренажеры).
Минимальную площадь кабинета и число учебных мест рекомендуется принимать согласно табл. 9.18.
При численности водителей в АТО более 600 к числу мест, указанных в табл. 9.18, следует прибавлять два на каждые 100 чел., при этом площадь кабинета по безопасности движения увеличивается исходя из соотношения 2,5 м2 на одно место.
Кабинет по безопасности движения обеспечивается наглядной информацией, представленной по трем разделам:
• учебно-методический;
• справочно-информационный;
• агитационно-пропагандистский.
Учебно-методический раздел должен включать в себя материалы по обучению и контролю знаний водителей и других работников ATO:
Правил дорожного движения;
правил технической эксплуатации ПС AT;
должностных инструкций;
Таблица 9.18
Зависимость размеров кабинета по безопасности движения от численности водителей
Численность водителей в АТО, чел. | Число учебных мест в кабинете | Площадь помещения, м- |
До 150 | 10-15 | 25...38 |
151-300 | 15-20 | 38...50 |
301-500 | 20~25 | 50...62 |
501-600 | 25-30 | 62...75 |
нормативно-методических документов по БДД;
рекомендаций о действиях водителей в типичных опасных ситуациях;
рациональных режимов движения;
психофизиологических основ труда водителя;
санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя;
дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств АТО;
устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик ПС АТО;
порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на БДД;
доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Справочно-информационный раздел содержит:
карты-схемы маршрутов АТО;
анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;
схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах АТО;
схемы типичных ДТП с анализом и причинами их возникновения;
карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;
литература по анализу ДТП, вопросам юридического характера и др.;
кино- и видеофильмы, слайды по БДД.
В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по БДД, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы. В разделе, в частности, должны содержаться:
информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу;
сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопасность движения»;
результаты соревнований по мастерству вождения;
информация об итогах соревнования колонн, бригад;
антиалкогольная пропаганда.
Представленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, на территории АТО, в диспетчерских пунктах и T.n.
Исходя из решаемых задач в процессе подготовки и повышения квалификации водителей все технические средства обучения подразделяются:
на информационные (плакаты, видеотехника и т.п.);
обучения и контроля знаний с применением средств вычислительной техники;
формирования практических навыков (тренажеры).
К информационным техническим средствам обучения относят прежде всего средства представления визуальной информации — изобразительные средства (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные проекторы.
Экранные проекторы можно использовать при изучении любого наглядного материала (рисунки, чертежи, фотографии, фильмы), сопровождая показ комментариями, что делает учебный процесс наиболее эффективным.
Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водителей. При отработке отдельных элементов управления автомобилем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обучаемым определенных действий просмотреть запись в обычном или замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор ошибок.
Видеофильмы, специально снятые сотрудниками АТО, могут оказаться полезными при показе водителям (во время инструктажей) условий работы на маршрутах АТО, для информации о разборах ДТП и нарушений, совершенных работниками АТО, при проведении занятий по оказанию первой медицинской помощи и T.n.
Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации ПС, для контроля уровня подготовки водителей по ПДД могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным обеспечением.
Важным техническим средством оборудования кабинета по безопасности движения являются автомобильные тренажеры. Применение функциональных тренажеров рекомендуется прежде всего для овладения навыками торможения и скоростного рулевого управления, что способствует лучшей подготовке водителей к работе в реальных условиях дорожного движения. Применение подобных тренажеров значительно повышает эффективность занятий и является более экономически целесообразным, чем непосредственное использование в этих целях учебных автомобилей.
Для формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем применяют специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров проводят
безопасную для обучаемого водителя ситуационную подготовку к действиям в критических условиях.
Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, устанавливают набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей.
В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта используют слайды с изображением разных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки обеспечивается возможность проведения оценки остроты зрения в зависимости от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки. Упражнения для определения времени световой адаптации зрения можно проводить путем резкой смены освещенности зрительного поля тренажера на ограниченное время. Информированность о времени световой адаптации имеет большое значение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток.
В обеспечение рабочего места инженера по безопасности, движения должны входить следующие блоки:
• нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение по БДД в АТО;
• документооборот: личные карточки водителей; учет нарушений ПДД, дорожно-транспортных инцидентов; учет прохождения стажировки, повышения квалификации и медицинского переосвидетельствования водителей; акты служебного расследования ДТП;
• блок оперативного управления: функциональные обязанности инженера по безопасности движения; организационные схемы взаимодействия разных служб АТО по БДД; взаимодействие с другими учреждениями, организациями;
• расчетно-графический блок: разработка планов, графиков; экспертные расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравнительного анализа показателей аварийности.
Мероприятия, проводимые в кабинете по безопасности движения, разрабатываются начальником службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по БДД.
В кабинете по безопасности движения проводят следующие мероприятия:
• вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);
• инструктаж водителей при направлении их в командировку;
• инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок;
• разбор ДТП, допущенных водителями АТО (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о ДТП с тяжелыми последствиями в отрасли;
• проверка знаний ПДД водителями;
• обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях;
• доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы БДД, передового опыта водителей по безаварийной работе.
В кабинете по безопасности движения заполняют журналы учета проводимых мероприятий, инструктажа водителей по БДД, проверки знаний ПДД.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114