10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
Для определения эффективности мероприятий по ОБДД используют метод сравнительного анализа изменения числа ДТП, числа погибших, раненых и размера социального и материального ущерба за определенный период до и после проведения мероприятий и рассчитывают средний показатель сокращения числа
232
Д ТП к в результате проведения этих мероприятий. При этом учитывают изменения средней интенсивности дорожного движения на участке улицы или автомобильной дороги.
Таким образом, на основании статистических исследований может быть определен ожидаемый эффект от снижения числа ДТП в результате проведения мероприятий, которые были эффективны в аналогичных местах. Расчетные значения по каждому мероприятию носят вероятностный характер. Их используют при планировании мероприятий и для определения их ожидаемой эффективности. Для повышения достоверности данных наиболее приемлемым предыдущим и последующим периодом считается период от 1 до 3 лет.
Число ДТП, которые могут быть предотвращены в результате реализации мероприятий, АА определяют по формуле
г де к — показатель сокращения числа ДТП; В — среднее число ДТП до реализации мероприятий.
В случае прогнозного изменения интенсивности движения должна быть сделана соответствующая поправка.
При проведении нескольких мероприятий по повышению БДД ожидаемое сокращение числа ДТП определяют по формуле1
г де кь к2,..., к„ — ожидаемое сокращение числа "ДТП за год после реализации соответственно 1, 2, ..., п-го мероприятия.
Исследования, проведенные в России, показали, что при реализации типовых мероприятий более пяти распределение числа комплексов мероприятий при изменении ожидаемого сокращения ущерба подчиняется нормальному закону. При этом максимальные возможности сокращения аварийности составляют 60...85%, целевые показатели сокращения аварийности в очагах находятся в пределах 30... 50 %.
Для обоснования экономической эффективности планируемых мероприятий рассчитывают ожидаемую величину сокращения ущерба от ДТП
где СД, Сп — годовые потери от ДТП соответственно до и после реализации мероприятий, р.
1 Аксенов В. А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения / В.А.Аксенов, Е.П.Попова, О.А.Дивочкин. — М. : Транспopт, 1987.- 128 c. -C. 81.
Коэффициент экономической эффективности мероприятий определяют следующим образом:
где SM — приведенные затраты на мероприятия с учетом эксплуатационных расходов, р.
Величина, обратная коэффициенту эффективности, определяет срок окупаемости затрат в конкретное мероприятие:
Средние значения показателя сокращения числа ДТП типовых мероприятий по сокращению аварийности представлены в табл. 10.2.
Показатель ущерба от ДТП закладывается в экономические расчеты при принятии решений о целесообразности внедрения мероприятий по БДД, а значит, о целесообразности спасения жизней людей. Отражая приоритет БДД, как политической цели государства, оценка потерь от ДТП направлена на внедрение мероприятий по повышению БДД.
Согласно Методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП Р-03112199-0502-00 (М. : НИИАТ, 2000) величина социально-экономического ущерба в результате ДТП оценивается на основании расчета прямых и косвенных потерь (Pl1c. 10.9):
• прямые потери (включающие в себя потери владельцев транспортных средств):
затраты служб по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП;
потери грузоотправителя;
затраты дорожной полиции и других служб, связанные с расследованием причин ДТП;
затраты медицинских учреждений, связанные с лечением потерпевших;
затраты организаций, сотрудники которых стали жертвами ДТП;
затраты государственных органов социального обеспечения, страховые выплаты;
• косвенные потери:
потери экономики вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства;
потери, связанные с нарушением производственных связей, и моральные потери.
Стоимостная оценка ущерба от ДТП представлена в табл. 10.3. На основании приведенных показателей определены усредненные значения величины ущерба от ДТП, которые используют при обосновании мероприятий по повышению БДД:
• ДТП с погибшими — 199 тыс. евро;
• ДТП с ранеными — 50 тыс. евро.
Некоторые мероприятия, например введение ограничения скорости движения, увеличивают время в пути, поэтому необходимо учитывать потери времени в денежном выражении.
Например, мероприятие по повышению БДД изменяет режим ограничения скорости с 60 до 50 км/ч. Согласно расчетам снижение скорости движения каждого автомобиля на 10 км/ч вызывает потери времени, равные 1,2 с на каждые 100 м. Ежегодные потери зависят от интенсивности движения на каждом конкретном участке..
Анализ соотношения затрат, связанных с реализацией мер по сдерживанию скорости движения, и выгоды от сокращения числа ДТП показывает хороший эффект при быстрой окупаемости средств, направляемых на эти мероприятия.
Методология экономической оценки эффективности мероприятий по БДД включает в себя следующие этапы:
• разработка нескольких вариантов мероприятий по повышению БДД;
• определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать ежегодно в случае реализации того или иного мероприятия, т.е. разница между среднегодовым прогнозируемым числом погибших и раненых до и после реализации мероприятий;
• определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП в стоимостном выражении;
• определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД;
• определение срока окупаемости мероприятий (деление затрат на величину ежегодной экономии ущерба в результате предотвращения ДТП). Если в расчетах учитывается стоимость времени, затрачиваемого на поездку (например, увеличение времени проезда перекрестка), необходимо определить затраты, связанные с потерей времени, и вычесть их из величины ежегодной экономии затрат.
Результаты соотношения выгод и затрат общества с учетом вероятных последствий для ряда мероприятий по повышению БДД, полученные на основании норвежских исследований, а также вероятные дополнительные последствия для общества от этих мер приведены в табл. 10.41.
1 Справочник по безопасности дорожного движения / Р.Эльвик, А.Б.Мю-сен, М.Во ; пер. [с норв.] под ред. В.В.Сильянова. — М. : Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001.-754 c.
Таблица 10.4
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114