Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
Важнейшими источниками анализа наличия, состава и использования основных фондов предприятия являются: инвентарные карточки учета основных средств, акты приема-передачи основных средств, накладные на внутреннее перемещение основных средств, акты приема-передачи отремонтированных, реконструируемых, модернизированных объектов.
Основными задачами, которые решаются при анализе использования основных производственных фондов (ОПФ) (структура которых представлена в таблице 1. 8 и на рисунке 1. 4), являются:
характеристика и оценка структуры и технического состояния ОПФ ОАО АТП «Ставропольское – 2»;
определение уровня производственно-технической базы ОАО АТП «Ставропольское – 2»;
оценка технического уровня развития производства ОАО АТП «Ставропольское – 2»;
определение показателей эффективности использования ОПФ;
Таблица 1. 8 – Структура основных производственных фондов
Элементы основных фондов | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | |
Здания | 3714 | 7,61 | 3714 | 8,28 | 3714 | 8,79 |
Сооружения и передаточные устройства | 4532 | 9,29 | 4532 | 9,94 | 4532 | 10,71 |
Машины и оборудование | 1955 | 4 | 2171 | 4,77 | 2171 | 5,1 |
Транспортные средства | 38082 | 78 | 34543 | 75,6 | 31247 | 74 |
Производственый и хозяйственный инвентарь | 520 | 1,1 | 599 | 1,4 | 599 | 1,4 |
Итого | 48803 | 100 | 45599 | 100 | 42263 | 100 |
Рисунок 1. 4 – Структура основных производственных фондов ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Из таблицы 1. 8 видно, что в течение анализируемого периода (2007 – 2009 гг.) стоимость основных производственных фондов уменьшилась на 3336 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. Наибольшее сокращение претерпели транспортные средства – 31247 тыс. руб. (74 %), которые в 2008 г. составляли 34543 тыс. руб. (75,6 %). Вместе с тем, стоимость зданий, сооружений и передаточных устройств, машин и оборудования, а также производственного и хозяйственного инвентаря осталась неизменной.
Эффективность использования основных фондов характеризуется такими важнейшими показателями, как фондоотдача и фондоемкость, фондовооруженность (таблица 1. 9).
Таблица 1.9 – Оценка эффективности использования основных
производственных фондов ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп прироста, % 2008 г./2007 г. | Темп прироста,% 2009 г./2008 г. |
Доходы всего, тыс. руб. | 59543 | 85176 | 43736 | 43 | -48,6 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 48803 | 45599 | 42263 | -90,7 | -7,32 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 140 | 150 | 101 | 7,14 | -32,6 |
Фондоотдача, руб./руб. | 1,2 | 1,9 | 1,03 | 58,3 | -45,8 |
Фондоемкость, руб./руб. | 0,8 | 0,5 | 0,96 | -37,5 | 92 |
Фондовооруженность, руб. чел. | 348,5 | 304 | 418,4 | -12,7 | 37,6 |
Из таблицы 1. 9 видно, что фондоотдача в 2009 г. составила 1,03, то есть предприятие получило доход в размере 103 % стоимости основных фондов. В динамике показателя фондоотдачи наблюдается резкий скачок в 2008 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов ОАО АТП «Ставропольское – 2» в 2008 году, а затем снижение данного показателя до 1,03. Фондоемкость в 2008 г. составила 0,5, а в 2009 г. – 0,96. Фондовооруженность характеризует сумму основных фондов предприятия, приходящуюся на 1 работника. На ОАО АТП «Ставропольское – 2» значение фондовооруженности увеличивается: в 2009 году ее рост составил 37,6 %.
Эффективность работы любого автотранспортного предприятия, его прибыльность непосредственно зависят от затрат на перевозки (таблица 1. 10 и рисунок 1. 5).
Таблица 1. 10 – Затраты на перевозки ОАО АТП «Ставропольское – 2»
| 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
Статьи затрат | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % |
1. Материальные затраты | 30032 | 51,16 | 59823 | 71 | 22239 | 51,34 |
2. Заработная плата | 6182 | 10,5 | 7237 | 8,6 | 4057 | 9,37 |
3. Социальный налог | 1591 | 2,8 | 1775 | 2,2 | 1033 | 2,38 |
4. Амортизация | 2842 | 4,85 | 3912 | 4,64 | 3796 | 8,76 |
5. Прочие затраты | 18080 | 30,78 | 11499 | 13,65 | 12193 | 28,15 |
Итого затрат на перевозки | 58727 | 100 | 84246 | 100 | 43318 | 100 |
Рисунок 1. 5 – Структура затрат на перевозки ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Материальные затраты предприятия на перевозки за 2008 – 2007 гг. увеличились на 29791 тыс. руб. или 19,84 %, а за 2009 – 2008 гг. уменьшились на 37584 тыс. руб. или 19,66 %. Значительно повлияли на сумму затрат в 2009 году – затраты на оплату труда. В структуре затрат наибольший удельный вес занимают материальные затраты и прочие затраты – соответственно 51,34 % и 28,15 %. Затраты на перевозки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизились на 40928 тыс. руб., а в 2008 г. увеличились на 25519 тыс. руб.
Структура оборотных фондов ОАО АТП «Ставропольское – 2» представлена в таблице 1. 11.
Таблица 1. 11 – Структура оборотных фондов ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Элементы оборотных фондов | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | Стоимость, тыс. руб. | Структура, % | |
Запасы |
967 |
10 |
1453 |
10,5 |
73 |
0,8 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
2540 |
26,3 |
2360 |
17 |
2358 |
25 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) |
5016 |
51,7 |
8791 |
63,4 |
6503 |
68,2 |
Денежные средства | 1149 | 12 | 1258 | 9,1 | 583 | 6 |
Всего | 9672 | 100 | 13862 | 100 | 9517 | 100 |
Данные таблицы 1. 11 свидетельствует, что за последние два года запасы уменьшились со 1453 тыс. руб. до 73 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость практически остается неизменным. Денежные средства в 2009 г. уменьшились в 2 раза по сравнению с 2008 г. Сократилась и дебиторская задолженность в 2009 г. на 2288 тыс. руб. и составляет 6503 тыс. руб. Данные изменения отразились на общем итоге оборотных активов.
Эффективность использования оборотных средств в производственном процессе характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: количеством оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (коэффициентом оборачиваемости); продолжительности одного оборота в днях (скорость оборота).
Таблица 1.12 – Эффективность использования оборотных средств ОАО АТП «Ставропольское – 2»
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп прироста, % 2008/2007 | Темп прироста,% 2009/2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доходы всего, тыс. руб. | 59543 | 85176 | 43736 | 43 | -48,6 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 9672 | 13862 | 9517 | 43,3 | 31,3 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборота | 6,16 | 6,14 | 4,6 | 99 | 99,25 |
Продолжительность оборота, дни | 59,25 | 59,45 | 79,4 | 0,33 | 33,5 |
Коэффициент загрузки средств в обороте, руб. | 16,24 | 16,27 | 21,8 | 0,18 | 34 |
По данным таблицы 1.12 видно, что в 2009 году продолжительность оборота увеличилась на 20 дней – с 59,45 до 79,4 дня (33,5 %). Коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился на 1,54 оборота – с 6,14 до 4,6 оборота (99,25 %). Коэффициент загрузки средств в обороте увеличился на 5,53 руб. (34 %).
- Введение
- Анализ организационной структуры управления и численности персонала оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.3 Анализ парка подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.4 Анализ технико-эксплуатационных показателей оао атп «Ставропольское – 2»
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- Маркетинговый анализ внешней среды оао атп «Ставропольское – 2»
- Классификация и сегментация перевозимых грузов
- 1.6.2 Оценка конкурентов оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.6.3 Оценка клиентуры оао атп «Ставропольское – 2»
- 1.7 Анализ финансовых результатов деятельности оао атп «Ставропольское – 2»
- 2 Обоснование и выбор методов решения задач проектирования
- 2.1 Стратегическое планирование деятельности
- 2.2 Особенности перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 2.2.1 Проблемы перевозок сельскохозяйственных грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- Методы проведения маршрутизации перевозок зерна
- 3 Разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления работы транспорта оао атп «ставропольское – 2»
- 3.1 Обоснование способа перевозки грузов и выбор метода движения подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.2 Выбор подвижного состава для перевозки зерновых культур на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.3 Разработка рациональных маршрутов движения подвижного состава на базе применения экономико-математических методов на оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.4 Расчет технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава и его производительности на маршрутах оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.5 Определение числа погрузо-разгрузочных постов
- 3.6 Организация оперативного планирования перевозками грузов оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.7 Организация труда водителей на маршруте
- Диспетчерское руководство перевозками оао атп «Ставропольское – 2»
- 3.9 Производственная программа по эксплуатации подвижного состава оао атп «Ставропольское – 2»
- 4 Конструкторский раздел
- 4.1 Внедрение разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 4. 2 Конструкция разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 5 Безопасность и экологичность проекта
- 5.1 Безопасность дорожного движения
- 5.1.1 Внедрение усовершенствованной кабины транспортного средства
- 5.2 Экологичность проекта
- 5.2.1 Расчет водопотребления и сброса неочищенных сточных вод на оао атп «Ставропольское – 2»
- 5.2.2 Безопасность жизнедеятельности
- 5. 2. 2. 1 Характеристика помещения
- 9. Расчет искусственного освещения
- 6 Экономическая часть
- 6.1 Экономическая эффективность от маршрутизации перевозок
- 6.2 Экономический эффект от внедрения разъемно-сцепного механизма на автопоездах
- 6.3 Расчет экономического эффекта от внедрения усовершенствованной кабины транспортного средства
- Заключение
- Список использованной литературы