logo search
Лекц

8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности

Пригородные перевозки выполняются за черту города или насе­ленного пункта в пределах 50 км. По условиям выполнения к при­городным маршрутам близки сельские, выполняемые в сельских населенных пунктах, между ними, железнодорожными станция­ми, пристанями и т.п., а также горные маршруты, выполняемые в горной местности. К особой разновидности пригородных маршру­тов следует отнести перевозки пассажиров между городами и аэро­портами на автобусах с местами только для сидения и багажными отсеками для ручной клади пассажиров. Для пригородных сооб­щений, начинающихся с территории города, отправление авто­бусов осуществляется от автовокзалов или автостанций, которые располагают в крупных транспортных узлах, вблизи железнодо­рожных вокзалов, конечных станций метрополитена и т.д. На при­городных маршрутах, как правило, используют ПС, имеющий больше мест для сидения за счет сокращения свободной площади салона.

Междугородние перевозки выполняются между городами, рас­стояние между которыми не превышает 300 км. На большие рас­стояния перевозки автобусами выполняются при отсутствии регу­лярного параллельного железнодорожного сообщения или при возможности обеспечения меньшей стоимости билета по сравне­нию с альтернативными видами транспорта. На междугородних маршрутах используют следующие схемы организации труда во­дителей: одиночная езда (в течение всего времени оборота рабо­тает один водитель); турная езда (в течение всего времени оборо­та работают два водителя); сменная езда (маршрут разбивают на участки, на каждом из которых работает определенный водитель); сменно-групповая езда (на каждом участке работает бригада во­дителей, которая обслуживает несколько автобусов).

На междугородних маршрутах используют комфортабельные автобусы с мягкими сиденьями и большими багажными отсеками. На маршрутах большой протяженности автобусы оборудуют ба­ром, видеоустановкой, туалетом и т.п.

Владелец автобуса при осуществлении перевозок в междуго­роднем сообщении обязан застраховать пассажиров.

Международные перевозки осуществляются на основании дву­сторонних или многосторонних правительственных соглашений. Регулярное пассажирское сообщение выполняется только на ос­нове разрешений компетентных органов транзитных стран и стран, в которых находятся конечные пункты маршрута. Разрешение не требуется при выполнении нерегулярных перевозок пассажиров автобусами, если группа одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе:

в продолжение всей поездки, начинающейся и заканчиваю­щейся на территории договаривающейся стороны, где зарегист­рирован автобус;

в продолжение одной поездки, начинающейся на террито­рии договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивающейся на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает территорию по­рожним;

перевозка выполняется с территории другой договаривающей­ся стороны группы пассажиров, ранее доставленных перевозчи­ком, если автобус прибывает за группой порожним;

при замене неисправного автобуса.

Технология выполнения международных перевозок во многом аналогична междугородним.

Автовокзалы располагают на конечных пунктах междугородних автобусных маршрутов и в крупных транспортных узлах при об­служивании значительного числа пригородных маршрутов. Авто­вокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечиваю­щих обслуживание пассажиров, автобусных бригад и автобусов. Основные функции автовокзала заключаются в выполнении сле­дующих операций:

• коммерческие операции — сбор выручки от продажи билетов и оказания сопутствующих услуг, заключение договоров с АТО и другими партнерами по совместной деятельности, выполнение маркетинговых исследований;

«информационное обслуживание пассажиров и населения о маршрутной сети, расписании движения автобусов, оказываемых услугах и правилах пользования автобусным транспортом;

• диспетчерское руководство работой автобусов;

• контрольные функции — проверка состояния ПС, правиль­ности оформления путевых документов, режима труда и отдыха водителей, наличия проездных документов у пассажиров;

• бытовое обслуживание пассажиров и автобусных бригад;

• выполнение технических операций — мойка автобусов и уборка салонов автобусов, технический осмотр и хранение ПС;

• содержание помещений, зданий и территории автовокзала в надлежащей чистоте и исправности.

Территория, занимаемая автовокзалом, делится на зону об­служивания пассажиров (перроны отправления и прибытия авто­бусов, залы ожидания, кассовый зал, предприятия бытового об­служивания и связи и т.п.); служебные помещения, используе­мые для обеспечения технологического процесса (диспетчерская, билетные кассы, помещения для размещения персонала и отдыха автобусных бригад); техническую зону для обслуживания ПС; сто­янку автобусов; транспортную зону для немаршрутного транспорта; хозяйственную зону.

На автовокзале используют следующее основное технологи­ческое оборудование: билетопечатающие машины и автоматы; средства технологической связи; видео- и громкоговорящие си­стемы; информационные системы в виде табло и автоматичес­ких справочных установок (информационных киосков); автома­тические камеры хранения; средства регистрации прибытия и отправления автобусов; моечное и другое вспомогательное обо­рудование.

При небольших объемах перевозок на конечных пунктах меж­дугородних или пригородных маршрутов или в местах интенсив­ных пересадок размещают пассажирские автостанции. На автостан­ции оборудуют площадку для посадки и высадки пассажиров, билетные кассы, зал ожидания или навес для ожидающих авто­бус пассажиров. В городах пассажирская автостанция может быть совмещена с линейной диспетчерской, обслуживающей несколь­ко маршрутов.