3.1. Регулирование транспортной деятельности
Длительный опыт работы транспорта в рыночных условиях в экономически развитых странах мира показал, что регулирование транспортной деятельности необходимо по следующим основным причинам:
необходимость поддержания общественной безопасности как с точки зрения безопасности дорожного движения, так и для гарантий функционирования экономики и ликвидации чрезвычайных происшествий;
высокий уровень естественного монополизма на транспорте;
жесткая конкуренция на рынке автомобильных перевозок;
необходимость перераспределения прибыли в обеспечивающую автомобильные перевозки инфраструктуру (дороги, организации дорожного сервиса и т. п.);
выполнение обязательств по межгосударственным соглашениям;
существенное социальное значение транспорта.
История управления AT в СССР берет начало от Постановления ЦИК Совнаркома СССР от 12.01.1928, которым было образовано Центральное управление дорожным транспортом (Цудор-транс). В 1939 г. был принят Закон СССР об образовании в союзных республиках народных комиссариатов автомобильного транспорта, во исполнение которого был создан Наркомат автомобильного транспорта РСФСР. В 1946 г. Наркомат автомобильного транспорта был переименован в Министерство автомобильного транспорта РСФСР. Министерство на основе иерархической структуры управлений AT на местах, крупных автотранспортных объединений обеспечивало управление всем транспортом общего пользования в республике и в значительной степени определяло условия работы ведомственных АТО.
С 1990 г. центральным органом управления автотранспортной деятельностью в Российской Федерации являлся федеральный орган исполнительной власти — Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), который обеспечивает проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортного комплекса. Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на воздушном, внутреннем водном,
морском, железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте перевозочную и транспортно-экспедицион-ную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и транспортных сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием других путей сообщения, проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
Основными задачами Минтранса России в области транспорта являются следующие:
» формирование и реализация государственной транспортной политики;
• разработка стратегии развития транспорта и реализация общетранспортных федеральных целевых программ;
• общее руководство, государственный контроль и координация деятельности разных видов транспорта;
• руководство проведением экономических реформ и структурной перестройкой на транспорте;
• формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
• представление интересов транспортного комплекса Российской Федерации на международном рынке транспортных услуг.
Для управления работой отдельных видов транспорта в составе Минтранса России имеются соответствующие службы. Регулирование деятельности АТО выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая имеет территориальные подразделения. Территориальные подразделения Ространснадзора непосредственно контактируют с организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в транспортном комплексе, и свою работу согласовывают с местными органами власти. В первую очередь это касается формирования государственного заказа на общественно необходимые перевозки, социально значимые перевозки и т. п.
Таким образом, в настоящее время деятельность автоперевозчика, с одной стороны, регулируется государственными нормативно-правовыми актами, а с другой — определяется конкурентной рыночной средой, в которой работает данная организация.
На рис. 3.1 приведены основные методы регулирования транспортной деятельности, которые воздействуют на работу автоперевозчика.
Основным методом регулирования работы автоперевозчика в мировой практике является лицензирование. В Российской Федерации лицензирование осуществляется на основании Федерального закона от 13.07.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 80-ФЗ). Следует обратить
внимание, что этот закон не распространяется на осуществление международных автомобильных перевозок. По сравнению с 1990-ми гг. методы, связанные с регулированием рынка ГАП, в нашей стране носят все более ограниченный характер. Конкретные требования к организации перевозочного процесса, выполнению ГТРР, использованию соответствующе оснащенных АТС определяются в технических регламентах, которые в течение ближайших лет заменят правила перевозок и государственные стандарты.
Отношения, возникающие в процессе планирования, организации и выполнения перевозок регулируются нормативными актами государственного законодательства, составляющими систему гражданского права. Наиболее важные принципиальные положения деятельности перевозчика, его взаимоотношения с обслуживаемой клиентурой и партнерами определяет гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной думой 22 декабря 1995 г. Конкретные вопросы деятельности перевозчика определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, уставами и другими актах и федеральных и местных органов исполнительной власти.
- Сокращения:
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1 развитие автомобильного транспорта в россии
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения
- 1.2. Состояние и перспективы автомобильных перевозок
- Контрольные вопросы
- Глава 2 транспортный процесс перевозки
- 2.1. Транспортный процесс и его элементы
- 2.3. Маршруты перевозки
- 2.4. Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля
- 2.5. Себестоимость и тарифы на перевозки
- Глава 3 нормативное обеспечение перевозок
- 3.1. Регулирование транспортной деятельности
- 3.2. Законодательное и нормативное обеспечение перевозок
- Раздел II «Подвижной состав, автомобильные дороги, сооружения и устройства для организации перевозок грузов и обслуживания пассажиров» содержит следующие положения:
- Раздел VI «Тарифы и расчеты за перевозки» определяет предварительный порядок оплаты перевозок и условия окончательного расчета. До внесения провозной платы ато вправе не принимать груз к перевозке.
- 3.3. Документальное оформление перевозок
- Глава 4 планирование и управление перевозками
- 4.1. Принципы планирования перевозок
- 4.2. Система управления перевозками
- 4.3. Служба эксплуатации автотранспортной организации
- 4.4. Оперативное управление перевозками
- 4.5. Учет и анализ результатов выполнения перевозок
- Контрольные вопросы
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5 грузы и транспортное оборудование
- 5.1. Грузы и их классификация
- 5.2. Транспортная тара
- Контрольные вопросы
- Глава 6 организация и технологии перевозок грузов
- 6.1. Классификация грузовых автомобильных перевозок
- 6.2. Технологический процесс перевозки грузов
- 6.3. Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок
- 6.3.1. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 6.3.2. Перевозки тарно-штучных грузов
- 6.3.3. Перевозки навалочных грузов
- 6.3.4. Контейнерные перевозки
- 6.3.5. Организация междугородних и международных перевозок
- 6.3.6. Перевозки скоропортящихся грузов
- 6.3.7. Перевозки опасных грузов
- 6.3.8. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 6.4. Взаимодействие с другими видами транспорта
- 6.4.1. Региональные особенности транспортной системы России
- 6.4.2. Виды перевозок
- 6.4.3. Условия взаимодействия разных видов транспорта
- 6.4.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
- 6.5. Логистические транспортные системы
- Контрольные вопросы
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7 определение спроса на пассажирские перевозки
- 7.1. Транспортная подвижность населения
- 7.2. Получение данных о спросе на пассажирские перевозки
- Контрольные вопросы
- Глава 8 организация и технология пассажирских перевозок
- 8.1. Классификация пассажирских автомобильных перевозок
- 8.2. Городские пассажирские перевозки
- 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности
- 8.4. Таксомоторные перевозки
- 8.5. Качество пассажирских перевозок
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9
- Основы обеспечения безопасности дорожного движения
- 9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения
- 9.2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения
- 9.2.1. Общая характеристика
- 9.2.2. Факторы, связанные с человеком
- 9.2.3. Факторы, связанные с транспортным средством
- 9.2.4. Факторы, связанные с дорогой
- 9.2.5. Факторы, связанные с внешней средой
- 9.3. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.1. Понятие о дорожно-транспортном происшествии
- 9.3.2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- 9.4. Конструктивная безопасность транспортных средств
- 9.4.1. Общие сведения
- 9.4.2. Активная безопасность транспортных средств
- 9.4.3. Пассивная безопасность транспортных средств
- 9.4.4. Послеаварийная безопасность транспортных средств
- 9.4.5. Экологическая безопасность транспортных средств
- 9.5. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации
- 9.5.1. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения
- 9.5.2. Обеспечение надежности водителей
- 9.5.3. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации
- 9.5.4. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Глава 10 организация дорожного движения
- 10.1. Методы организации дорожного движения
- 10.2. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения
- 10.3. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
- Соотношение выгод и затрат для мероприятий по безопасности дорожного движения
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Оглавление
- Раздел I основы автомобильных перевозок
- Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России...........................…………………………………..2
- 1.1. Значение автомобильных перевозок для экономики и населения..................................................................2
- Глава 2. Транспортный процесс перевозки.........................................................................................................4
- Глава 3. Нормативное обеспечение перевозок....................................................................................................16
- Глава 4. Планирование и управление перевозками..........................................................................................20
- Раздел II организация грузовых перевозок
- Глава 5. Грузы и транспортное оборудование....................................................................................................28
- Глава 6. Организация и технологии перевозок грузов......................................................................................32
- Раздел III организация пассажирских перевозок
- Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки...............................................................................63
- Глава 8. Организация и технология пассажирских перевозок........................................................................68
- Раздел IV организация и безопасность дорожного движения
- Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения.................................................................80
- Глава 10. Организация дорожного движения.......................................................................................................114