23. Системы автоматизированного управления движением
23.1. С целью повышения пропускной способности автомобильных дорог на подходах к крупным городам, как альтернатива более дорогостоящим мероприятиям, в том числе связанных с уширением автомобильной дороги,
рекомендуется применять автоматизированные системы управления дорожным движением (далее - АСУДД).
23.2. Эта система включает оборудование, техническое, программное, информационное и организационное обеспечения.
Оборудование АСУДД включает в себя детекторы движения, экологические датчики, светофоры, дорожные знаки с переменной информацией, камеры видеонаблюдения и видеосистемы обработки изображений, барьерные и световые системы контроля доступа и другое оборудование, в зависимости от принятого способа регулирования движения.
АСУДД может осуществлять контроль состояния окружающей среды, информировать о состоянии дорожного покрытия, с учетом климатических факторов, прогнозировать образование гололеда и применения противообледенительных материалов, следить за состоянием и несущей способностью дорожной одежды, осуществлять учет интенсивности дорожного движения, информировать пользователей о неблагоприятных погодных и дорожных условиях и т.д.
В периоды пиковых нагрузок, при производстве дорожных работ, или при возникновении ДТП и чрезвычайных ситуаций, а также в периоды неблагоприятных погодных условий АСУДД должна обеспечивать пользователя автомобильной дороги, как минимум следующей необходимой информацией, для выбора лучшего маршрута и оптимальной безопасной скорости движения:
информацию о дорожных условиях и возникновении заторов;
сведения о направлении и условиях движения по полосам реверсивного движения (при их наличии);
сведения о погодных условиях;
сведения о ДТП;
информацию о закрытии дороги или введении ограничений движения на период ремонтных работ или в связи со стихийным бедствием;
сведения о возможных маршрутах объезда;
дни и часы с наиболее интенсивным движением и образованием заторов.
Рекомендуется, чтобы эта информация для пользователя имела возможность обновляться каждые 15 минут.
23.5. Предлагаемые возможные маршруты объезда должны иметь время поездки меньшее или такое же, как при движении по перегруженному участку дороги.
23.6. Получение информации пользователем о состоянии автомобильной дороги и условиях движения следует обеспечивать:
- путем установкой дорожных знаков и табло с изменяющейся информацией и с дистанционным управлением;
- путем размещения непосредственно внутри транспортного средства информационных систем с голосовым сообщением или оптическим изображением.
23.7. Для передачи и приѐма голосовых сообщений, допускается использование передающих систем, совмещенных с обычными радиостанциями и обычных автомобильных радиоприемников, при этом радиостанция, передающая эту информацию должна иметь специальный опознавательный сигнал.
Для информации пользователей о передающей частоте таких радиостанций вдоль автомобильной дороги, с интервалами не более двух километров, должны устанавливаться специальные указатели.
23.8. Оптическая информация может передаваться при помощи различных систем для обеспечения пользователя дороги специальной информацией о дорожных условиях и условиях движения на различных участках движения.
23.9. Кроме использования радиоприемников, расположенных непосредственно в салонах автомобилей, для информирования пользователей
автомобильных дорог, могут применяться интернет-технологии, передающие при помощи различных средств связи, информацию на навигаторы, которыми должны оборудоваться автомобили.
23.10. Для эффективного управления и контроля за движением АСУДД должна обеспечивать получение, как минимум следующего объема информации:
условия движения транспорта в т.ч. по полосам реверсивного движения;
сведения о ДТП;
информацию о помехах движению;
информацию о плохих погодных условиях;
дорожную ситуацию на въездах и въездах из города.
23.11. АСУДД может использовать следующие способы регулирования движения:
сетевое регулирование движения путем направления транспортного потока или его части по другому направлению в обход по объездному маршруту;
линейное регулирование движения, за счет регулирования скоростей движения и использования полос движения на отдельных участках дороги;
регулирования доступа, за счет введения временного ограничения с доступа на автомобильную дорогу с примыкающих к ней дорог.
23.12. Сетевое регулирование движения при возрастании плотности транспортного потока и снижении скоростей движения, при возникновения заторов или при введении временных ограничений движения на проектируемой автомобильной дороге, предусматривает направление транспортного потока или его части по другому направлению в обход по объездному маршруту, по примыкающим местным или смежным параллельным автомобильным дорогам. При этом объездной маршрут
должен иметь время поездки меньшее или такое же, как для перегруженного участка дороги.
Использование сетевой системы регулирования требует получения информации о дорожных условиях на примыкающих дорогах, которые должны быть оборудованы необходимыми датчиками и другим оборудованием, обеспечивающим получение информации о дорожных условиях на них.
23.13. Для информировании пользователей дорог о возможных путях объезда, должны применяться дорожные знаки с переменной информацией или временные аварийные знаки, устанавливаемые службой содержания дороги.
23.14. Регулирование доступа на проектируемую автомобильную дорогу с примыкающих к ней дорог осуществляется, с целью облегчения заторов и улучшения условий движения на автодороге, путем введения временного ограничения доступа на дорогу для транспортных средств, с примыкающих дорог, в случаях возникновения перегрузок на основной дороге.
Основная цель такого регулирования сводится только в регулирование в определенной мере транспортного потока на проектируемой дороге.
23.15. Линейное регулирование движения осуществляется за счет регулирования скоростей движения и использования реверсивных полос движения на отдельных участках дороги. Линейное регулирование осуществляется с помощью различных дорожных знаков, с переменной информацией и иногда при помощи временных дорожных знаков, предназначенных для регулирования использования полос движения и скоростей движения и коэффициента загрузки конкретных участков дороги.
23.16. Регулирование скоростей движения предусматривает обеспечение оптимальных режимов движения, в зависимости от существующих дорожных условий, включая регулирование движения
транспортных потоков в местах пересечений. Регулирование движения по реверсивных полосам позволяет получить оптимальное распределение встречных транспортных потоков, с учетом реальной загрузки различных полос движения.
23.17. Участки дороги закрытые для движения должны быть обозначены по всей длине дорожными знаками, расположенными с определенными интервалами в пределах видимости.
23.18. Дорожные знаки и табло с изменяющейся информацией, а также временные дорожные знаки и указатели, используемые для регулирования дорожного движения, должны удовлетворять следующим требованиям:
информация о дорожных условиях и условиях движения, предоставляемая пользователям автомобильной дороги достаточной и краткой;
варьируемые значения рекомендуемой скорости движения на знаках и табло с изменяющейся информацией не должны допускать нестабильного потока;
места установки знаков и указателей АСУДД должны определяться таким образом, чтобы предоставить водителю необходимую информацию об изменении условий движения на расстоянии, позволяющим ему безопасно совершить требуемый маневр;
временные знаки и указатели, используемые АСУДД, должны устанавливаться таким образом, чтобы не создавать опасность для движения транспорта, а также быть достаточно устойчивыми воздействию ветровых нагрузок;
знаки, используемые для временного закрытия движения, должны располагаться по всей длине участка дороги, с определенными интервалами, на определенном расстоянии;
дорожные знаки с изменяющейся информацией должны быть столь же понятны для водителей, как и стационарные знаки, и быть заметными,
как в дневное, так и в ночное время на всех полосах движения. В темное время суток или в условиях плохой видимости знаки и указатели АСУДД должны быть освещены или мигать.
23.19. Длину зоны предупреждения об изменении условий движения увеличивать насколько это возможно, чтобы своевременно предоставить водителю необходимую информацию для безопасного совершения требуемого маневра.
В случаях, когда участок дороги, подлежащий закрытию, состоит из нескольких полос движения, закрывать одну из полос следует таким образом, чтобы расположить зоны переплетения потоков в шахматном порядке.
23.20. Знаки должны обеспечивать пользователя информацией, которая, с одной стороны, не должна быть чрезмерной, а с другой стороны достаточной.
23. 21. Датчики или мониторы, фиксирующие интенсивность и состав движения следует установить вдоль всей автомобильной дороги на каждом ее характерном участке.
Под характерным участком дороги следует понимать участок между двумя пересечениями, между которыми среднесуточная и часовая интенсивность движения существенно не меняется.
Деление дороги на характерные участки должно выполняться на основе данных учета движения, выполненных в течение первых пяти лет до начала эксплуатации АСУДД и затем контролироваться не реже одного раза в пять лет.
23.22. Для контроля скоростного режима на автомобильной дороге в составе АСУД могут предусматриваться, устанавливаемые в фиксированных точках датчиков, измерения скорости.
23.24. Датчики учета движения не следует устанавливать вблизи стоп-линий и других мест возможного накопления и систематических остановок
автотранспорта. В местах, где в период «часа пик» возможно использования обочин для движения, датчики учета движения должны перекрывать и обочины.
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3