3. Термины и определения
В методических рекомендациях использованы следующие термины и определения.
Велосипедная дорожка - дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами).
Габарит приближения - предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не должны быть расположены какие-либо препятствия.
Грунтовая часть обочины автомобильной дороги - часть обочины, не имеющая дорожной одежды и укрепления.
Доступ на автомобильную дорогу - возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Дорожный знак - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и (или) надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Дорожная одежда - конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на земляное полотно и грунтовое основание, состоящая из покрытия, основания и дополнительных слоев.
Дорожная разметка - линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.
Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для
предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги или мостового сооружения, переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Земляное полотно - дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги.
Зоны переплетения потоков - участки дороги, на которых траектории автомобилей, съезжающих и въезжающих на основные полосы движения, с близко расположенных точек доступа, пересекают друг друга.
Зона маневрирования – участок переходно-скоростной полосы, при движении по которому водитель оценивает возможность выезда на главную дорогу.
Зона пересечения – площадь, ограниченная кромкой примыкающих к пересечению автомобильных дорог и линией, проходящей от начала радиуса поворота, наиболее удаленного от центра пересечения.
Зрительная плавность - сочетания элементов плана и продольного профиля в перспективном изображении дороги, при которых обеспечивается оптимальное соотношение размеров видимых элементов дороги и кривизны линий.
Зрительная ясность дороги – это ясность в направлении дороги на расстоянии не менее расстояния видимости, позволяющая водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия при движении с проектной скоростью.
Интенсивность движения - количество транспортных средств, проходящее в единицу времени через определенное сечение (участок) дороги.
Категория автомобильной дороги - характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Класс автомобильной дороги - характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
Коэффициент загрузки автомобильной дороги - отношение фактической интенсивности движения по автомобильной дороге,
приведенной к легкому автомобилю, к пропускной способности за заданный промежуток времени.
Краевая полоса - полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.
Крупные города – города, согласно СНиП 2.07.01-89*, с населением более 100 тыс. чел.
Непрерывный транспортный поток - транспортный поток, регулируемый взаимодействием автомобилями и автомобилем с дорогой.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Мостовые сооружения - сооружения, устраиваемые при пересечении автомобильными дорогами естественных или искусственных препятствий (мосты, путепроводы, эстакады).
Объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, предназначенный для повышения безопасности дорожного движения, обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения технических средств организации движения, использования при чрезвычайных ситуациях и для использования пешеходами и велосипедистами.
Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта -
комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств.
Переходно-скоростная полоса – полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий транспортный поток, в местах разворота автомобилей, съезда и выезда в местах доступа на автомобильную дорогу.
Пешеходная дорожка - размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
Пешеходный переход - обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу.
Площадки для аварийной остановки – уширенная часть обочины, позволяющая поставить неисправный автомобиль за пределы линии ограждений.
Полоса безопасности - специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.
Полная ширина обочины – часть поверхности земляного полотна, включающая краевую полосу, укрепленную и грунтовую часть обочины и полосу для размещения ограждения.
Поперечный профиль - сечение автомобильной дороги,
перпендикулярное к ее оси, включающее проезжую часть, разделительные полосы, обочины, краевые полосы безопасности, дополнительные полосы движения и местные проезды, велосипедные дорожки, пешеходные дорожки и тротуары, удерживающие устройства.
Площадки отдыха - площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств, с целью отдыха водителей и пассажиров в пути следования.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Плотность движения – это число автомобилей на единицу длины дороги (обычно на 1 км).
Прерывистый поток - транспортный поток, регулируемый
светофорами.
Проектная скорость - скорость движения транспортного потока 85% обеспеченности, на конкретном участке проектируемой автомобильной дороге, при конкретных геометрических параметрах, в условиях свободного потока, в нормальных погодных условиях, по мокрому покрытию.
Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени, в одном или двух направлениях, в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях.
Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
Расстояние видимости - видимое водителю расстояние поверхности автомобильной дороги при движении по ней.
Расстояние видимости для остановки – расстояние, необходимое водителю, управляющему автомобилем с заданной скоростью, для остановки автомобиля при обнаружении видимого объекта на проезжей части дороги, включая расстояние, пройденное за время осмысления, время реагирования, а также тормозного пути.
Расчетное расстояние видимости - минимальное расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем неожиданно возникшего препятствия или опасности на автодороге или вблизи ее, которые могут создать помехи движению, осознания им этой опасности и степени угрозы, выбора, безопасной скорости и направления движения, начала и благополучного завершения требуемого безопасного маневра.
Расстояния видимости для принятия решения – расстояния, достаточные для времени опознания водителем дорожной ситуации на транспортном пересечении, принятия им решения и выполнения безопасного маневра, с учетом времени, необходимого другому автомобилю,
создающему угрозу дорожно-транспортного происшествия, для завершения начатого им маневра.
Расчетная скорость - скорость, для определения геометрических характеристик автомобильной дороги, при которых отсутствует
недопустимый риск дорожно-транспортного происшествия (безопасности дорожного движения).
Разделительная полоса - элемент проезжей части, разделяющий при помощи дорожной разметки или ограждающих устройств, встречные транспортные потоки.
Реверсивное движение - движение транспортных средств по одной или нескольким полосам, на которых направление движения может изменяться на противоположное.
Скорость движения одиночного автомобиля – скорость, с которой водитель управляет автомобилем, в условиях свободного потока, в благоприятных погодных условиях, при благоприятном состоянии покрытия.
Скорость 85% обеспеченности (V85) – скорость транспортного потока, с которой двигаются 85% автомобилей из состава транспортного потока.
Свободная придорожная зона - расстояние от кромки проезжей части дороги, необходимое для безопасного съезда с дороги, потерявшего управление автомобиля.
Светофорный объект – участок улично-дорожной сети, используемый конфликтующими транспортными и пешеходными потоками различных направлений, движение которых регулируется светофорной сигнализацией.
Состав движения - количество различных типов автотранспортных средств в общем транспортном потоке.
Стояночная полоса - укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
Точка доступа - любая точка, в месте которой можно съехать или въехать на автомобильную дорогу.
Техническая классификация автомобильных дорог - разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
Тротуар - инженерное сооружение, имеющее усовершенствованное покрытие, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Укрепленная часть обочины автомобильной дороги - часть обочины, имеющая дорожную одежду.
Уровень обслуживания - комплексный показатель экономичности, удобства и безопасности движения, характеризующий состояние
транспортного потока.
Основными характеристиками уровней обслуживания являются: коэффициент загрузки дороги движением, коэффициент скорости движения и коэффициент насыщения движением
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3