6. Особенности проведения экономических изысканий
При проектировании автомобильных дорог на подходах к крупным городам, для определения расчетной интенсивности движения и определения пропускной способности автомобильных дорог экономические изыскания следует проводить с учетом особенности формирования транспортных потоков на этих дорог.
На участках проектируемых автомобильных дорог, на подходах к крупным городам, где, как правило, наблюдается маятниковое движение, должны проводиться специальные изыскания и обследования с использованием схем территориального планирования, материалов генеральных планов поселений, прогнозов социально-экономического развития, целевых федеральных и региональных специализированных программ и других официальных материалов долгосрочного и среднесрочного планирования, на соответствующие расчетные периоды, включающие данные по расчетным территориальным районам:
расселения населения (емкости районов по количеству проживающих, трудоспособное население (тыс. жит, тыс. чел.);
числа мест приложения емкости объектов учебного назначения (тыс. мест, тыс. учащихся в высших и средних учебных заведениях);
объема посетителей объектов культурно-бытового назначения (тыс. посетителей в сутки);
емкости объектов, зон и др. мест массового отдыха (тыс. посетителей в сутки);
количество дачных домов и второго жилья (коттеджей) в пригороде жителей города (тыс. м2, либо количество дачных участков, число квартир);
объемы перевозок пассажиров внешним транспортом (прибытие, отправление по объектам внешнего транспорта) (тыс. пасс. в сутки, год);
6.3. Для обеспечения достоверных прогнозов интенсивности движения на автомобильных дорогах, на подходах к крупным городам, необходимо выполнить комплексные экономические изыскания, с учетом специфики формирования транспортных потоков на участках этих автомобильных дорог.
6.4. Основным объектом экономических изысканий автомобильных дорог на подходах к крупным городам являются транспортные связи, определяющие объемы и направления перевозок грузо- и пассажирообразующих пунктов рассматриваемого региона.
Поскольку эти показатели не фиксируют в формах статистической отчетности, их следует рассчитывать на основе собранной исходной информации по районам изысканий.
6.5. Под районом изысканий при проектировании автомобильных дорог на подходах к крупным городам имеется в виду регион, предположительно подлежащий обслуживанию проектируемой дорогой. Зона экономических изысканий для таких дорог, как правило, помимо зоны непосредственного тяготения, могут включать административно-территориальные образования одного или нескольких субъектов Российской Федерации, связи между которыми осуществляются по проектируемой автомобильной дороге, а также соседние государства, если дорога имеет международное значение. Конкретные границы зоны экономических изысканий определяются на
основе анализа транспортных связей, влияющих на интенсивность движения на проектируемой автомобильной дороге.
Зона непосредственного тяготения автодороги включает прилегающие территории и муниципальные образования, по территории которых проходит проектируемый участок автодороги.
6.6. В период полевого обследования границы района изысканий уточняют и, в конечном счете, выявляют район тяготения, т.е. территорию, которую будет обслуживать проектируемая сеть дорог или отдельная дорога (мост).
Ширину обслуживаемой территории следует принимать до 100 км в каждую сторону от проектируемой, но не более расстояния до ближайшей автодороги, служащей таким же подходом к крупному городу.
Подлежащие при этом учету населенные пункты определяют по их удаленности от дороги и значимости последней. На территории, прилегающей к дороге, следует учитывать все населенные пункты, а по мере удаления от дороги - только населенные пункты более высокого ранга.
Интенсивность движения на конкретном участке автомобильной дороги формируется в результате суммирования интенсивности движения, рассчитанной между всеми парами населенных пунктов, связь между которыми осуществляется с использованием данного участка.
При проведении экономических изысканий автомобильных дорог на подходах к крупным городам, изучению подлежат: все виды транспорта в районе изысканий, их взаимодействие, размещение и перспективы развития крупных грузо- и пассажирообразующих предприятий и транспортных узлов; размещение населенных пунктов, включая дачные и коттеджные поселки, и перспективы роста населения в них; размещение природных ресурсов и перспективы их освоения; размещение, специализация, производственные связи и перспективы развития всех отраслей народного хозяйства, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания населения, размещение
перспективы развития рекреационных зон и мест массового посещения туристами.
В перечень (список) грузо- и пассажирообразующих точек следует включать все предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные предприятия, строительные организации, предприятия торговли и сферы обслуживания, заготовительно-складские предприятия, терминалы и другие предприятия, деятельность которых оказывает влияние на формирование транспортных потоков на проектируеммой автомобильной дороге.
6.9. Железные дороги в районе изысканий должны быть охарактеризованы, как по протяженности, пропускной (провозной) способности отдельных железнодорожных линий, так и по наличию станций и узлов с оценкой их грузооборота. Особое внимание следует уделять тем станциям, грузооборот которых может оказать влияние на работу проектируемой сети автомобильных дорог, отдельной дороги (моста) в перспективе.
Кроме этого, должна быть собрана информация о перспективах развития пассажирского и грузового железнодорожного сообщения на рассматриваемом направлении, данные о продолжительности поездки пассажиров и доставки грузов (с учетом времени, необходимого для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на станциях погрузки и станции назначения), о размерах железнодорожных тарифов и объемах перевозок грузов и пассажиров, с анализом динамики их изменения в последние годы и прогнозов развития этих перевозок.
6.10. Для аэропортов, расположенных в зоне тяготения проектируемой автомобильной дороги, должна быть получена информация о существующей и перспективной провозной способности, в том числе в направлении проектируемой автомобильной дороги, суммарное время, затрачиваемое пассажиром на поездку, включая время, необходимое для доставки в аэропорт, время необходимое на ожидание и прохождение необходимых административных процедур, а также стоимости авиабилетов и оплаты проезда.
6.11. Водные пути следует изучать с точки зрения протяженности судоходных участков, сроков навигации, строительства каналов и водохранилищ, размещения портов и пристаней и их грузооборота, а также возможного взаимодействия водного транспорта с проектируемой автомобильной дорогой.
6.12. Подробно следует изучать размещение и техническое состояние существующих автомобильных дорог: при сетевых изысканиях - как правило, все автомобильные дороги, как общего пользования, так и другие в районе изысканий, при титульных - лишь те дороги, которые могут иметь экономическое значение по взаимосвязи с проектируемым объектом.
6.13. В результате экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам должны быть сформированы следующие группы исходных данных, необходимых для прогнозирования транспортных потоков:
а) данные о транспортной сети района тяготения;
б) структурные и географические данные;
в) данные учета и обследования дорожного движения;
г) данные обследования транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог;
д) данные для составления прогноза интенсивности движения;
е) специальные обследования для выявления объемов маятникового движения.
6.14. Данные о транспортной сети района тяготения должны содержать данные о транспортной сети района тяготения с разбивкой по видам транспорта, учитываемым при прогнозировании, и включать следующие основные параметры сети:
- параметры существующих транспортных маршрутов, включая различные способы передвижения, такие как (автомобильный,
железнодорожный, водный и воздушный);
ситуационная карта - схема района тяготения, с трассой проектируемой автомобильной дороги, с разбивкой на участки и нанесением мест устройства съездов, примыканий, пересечений;
координаты транспортных узлов;
для участков дорог: длина, скорости движения для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, имеющиеся ограничения по массе и нагрузке на ось и скорости движения, пропускная способность (число полос), интенсивность движения по участкам, наличие заторов.
Аналогичные параметры должны быть собраны и для железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
6.15. Структурные и географические данные составляются на основании разделения района тяготения на транспортные зоны, каждая из которых, имеет определенное сообщение с проектируемой автомобильной дорогой посредством участков дорог. Минимальный объем необходимых структурных данных должен включать:
координаты зональных центров;
данные о населении (число, возраст, занятость, средний доход);
центры активности (предприятия, школы, больницы, количество служащих);
данные об использовании земель (лесные и сельскохозяйственные угодья, промышленные зоны, жилая застройка и т.п.).
6.16. Данные учета и обследования дорожного движения включают данные непосредственного и автоматизированного учета движения, данные об интенсивности движения по данным проводимой диагностики автомобильных дорог, данные о маршрутах движения на основе опросов водителей.
Данные проводимого учета движения должны включать:
определение общих размеров движения;
данные учета интенсивности по типам транспортных средств;
определение структуры потока по видам транспортных средств;
определение структуры грузовой составляющей транспортного потока;
определение структуры потока по региональной принадлежности (включая транспортные средства, принадлежащие иностранным государствам);
распределение транспортного потока по направлениям движения в узлах примыканий и пересечений;
данные по маршрутам следования транспортных средств (по результатам опроса водителей);
данные по размерам и объемам перевозки пассажиров автобусами с указанием маршрутов и количества рейсов в направлении проектируемой автомобильной дороги.
Результаты проведенного учета движения должны отражать сезонную, недельную и суточную неравномерность движения, также размеры маятникового движения, с учетом его неравномерности во времени.
Для получения объективной необходимой информации обследования интенсивности движения следует производить в летнее и зимнее время, с проведением суточного и часового учета движения.
Распределение транспортных средств по категориям осуществляется с учетом целей и задач проекта и, как правило, должно включать, как минимум следующие категории:
легковые автомобили;
автобусы;
легкие грузовые;
средние грузовые;
тяжелые грузовые;
сверх тяжелые грузовые.
6.17. Данные обследования транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог включают в себя набор данных о транспортно-
эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в районе тяготения, участвующих в формировании транспортных потоков на проектируемой автомобильной дороге.
Данные о транспортно-эксплуатационном состоянии существующих автомобильных дорог получают по результатам диагностики автомобильных дорог или при необходимости на основании результатов обследований, проводимых в процессе экономических изысканий.
Эти данные должны, как минимум, включать: данные о геометрии автомобильной дороги (параметры плана, продольного и поперечного профиля), данные о наличии пересечений и примыканий, данные о состоянии дорожной одежды (ровность, сцепление, несущая способность), сведения об уровнях загрузки, интенсивности и средних скоростях движения, включая протяженность участков со скоростями, ограниченными дорожными знаками, ежегодные затраты на ремонт и содержание дорог, сведения о планируемых работах, связанных с улучшением транспортно-эксплуатационного состояния дорог или их участков, а также сведения о планируемом строительстве новых участков дорог.
6.18. Данные для составления прогноза интенсивности движения должны включать:
информацию о планируемом строительстве объектов транспортной инфраструктуры (портов, аэропортов, железных, автомобильных дорог, других транспортных коммуникаций), которые могут оказать влияние на распределение транспортных потоков на проектируемой автомобильной дороге;
объемы финансирования на развитие объектов транспортной инфраструктуры района тяготения, на основании данных Федеральных целевых программ, схем территориального планирования, генеральных планов поселений и других документов государственного и регионального планирования;
прогноз изменения численности населения в районе тяготения;
прогноз изменения уровня автомобилизации населения;
данные о прогнозе ВРП рассматриваемого региона;
прогноз изменения внешней торговли (в части касающейся грузов перевозимых автомобильным транспортом);
перспективы развития территорий в районе тяготения, включая данные о планируемом жилищном, коттеджном и дачном строительстве и транспортных терминалов, данные о строительстве крупных промышленных предприятий и предприятий сферы обслуживания, развитии рекреационных зон и туристских маршрутов, а также других объектов, служащих генераторами транспортных потоков и при необходимости другие данные.
6.19. Специальные обследования для выявления объемов маятникового движения включают обследование существующей загрузки автодорог с учетом интенсивности и состава движения по конкретным четырем периодам, с выявлением максимальных часовых, суточных потоков транспорта, их структуры и состава неравномерности по направлениям, наполнения автомобилей и автобусов, транзита и т.д.
Обследования для выявления и прогнозирования маятникового движения, кроме этого, должны включать:
обследования и изучение имеющихся материалов о трудовых корреспонденциях между расчетными территориальными районами города и его пригорода - зоны влияния, т.е. зоны устойчивых трудовых связей, участвующих в расчетах интенсивности движения;
специальные выборочные обследования для выявления способа передвижения и выбора вида транспорта для поездок с различными целями.
Специальные обследования для выбора выявления способа
передвижения и выбора вида транспорта для поездок могут проводиться одновременно или раздельно различными способами:
- выборочным анкетированием при помощи анкет, изготовленных в виде почтовых открыток и телефонным анонимным обследованием, в котором формулируются вопросы о месте проживания и месте работы, о
способах передвижения (пешком или на каких-либо видах транспорта), количестве пересадок и времени, затрачиваемом на поездку (передвижение);
обработкой данных Пенсионного фонда Российской Федерации, где фиксируются сведения о месте проживания и месте работы;
обработкой данных статистической отчетности, проводимых исследований в области занятости населения и других источников, позволяющих получить матрицу корреспонденции без транспортной составляющей;
специальным обследованием с транспортной анкетой, проводимым самостоятельно или одновременно с переписью населения;
обследованием на маршрутах общественного транспорта, путем выдачи пассажиру, при входе в транспортное средство в начале поездки, талона с номером остановочного пункта, станции и т.д. и сбора его в конце поездки (у места назначения).
Эти обследования должны проводиться на участках с выраженным маятниковым движением.
По результатам выборочных специальных обследований и обработки полученной информации составляется матрица корреспонденций
остановочных пунктов, группируя затем пункты по «о», формируется отдельным участкам трассы.
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3