logo search
Документы от Бондаревой_1 / ОДМ на подходе к городу проект

3. Термины и определения

В методических рекомендациях использованы следующие термины и определения.

Велосипедная дорожка - дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами).

Габарит приближения - предельное поперечное очертание свободного пространства в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части, внутри которого не должны быть расположены какие-либо препятствия.

Грунтовая часть обочины автомобильной дороги - часть обочины, не имеющая дорожной одежды и укрепления.

Доступ на автомобильную дорогу - возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Дорожный знак - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и (или) надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.

Дорожная одежда - конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на земляное полотно и грунтовое основание, состоящая из покрытия, основания и дополнительных слоев.

Дорожная разметка - линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для

предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги или мостового сооружения, переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

Земляное полотно - дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги.

Зоны переплетения потоков - участки дороги, на которых траектории автомобилей, съезжающих и въезжающих на основные полосы движения, с близко расположенных точек доступа, пересекают друг друга.

Зона маневрирования – участок переходно-скоростной полосы, при движении по которому водитель оценивает возможность выезда на главную дорогу.

Зона пересечения – площадь, ограниченная кромкой примыкающих к пересечению автомобильных дорог и линией, проходящей от начала радиуса поворота, наиболее удаленного от центра пересечения.

Зрительная плавность - сочетания элементов плана и продольного профиля в перспективном изображении дороги, при которых обеспечивается оптимальное соотношение размеров видимых элементов дороги и кривизны линий.

Зрительная ясность дороги – это ясность в направлении дороги на расстоянии не менее расстояния видимости, позволяющая водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия при движении с проектной скоростью.

Интенсивность движения - количество транспортных средств, проходящее в единицу времени через определенное сечение (участок) дороги.

Категория автомобильной дороги - характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

Класс автомобильной дороги - характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

Коэффициент загрузки автомобильной дороги - отношение фактической интенсивности движения по автомобильной дороге,

приведенной к легкому автомобилю, к пропускной способности за заданный промежуток времени.

Краевая полоса - полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

Крупные города – города, согласно СНиП 2.07.01-89*, с населением более 100 тыс. чел.

Непрерывный транспортный поток - транспортный поток, регулируемый взаимодействием автомобилями и автомобилем с дорогой.

Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Мостовые сооружения - сооружения, устраиваемые при пересечении автомобильными дорогами естественных или искусственных препятствий (мосты, путепроводы, эстакады).

Объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, предназначенный для повышения безопасности дорожного движения, обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения технических средств организации движения, использования при чрезвычайных ситуациях и для использования пешеходами и велосипедистами.

Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта -

комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств.

Переходно-скоростная полоса – полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий транспортный поток, в местах разворота автомобилей, съезда и выезда в местах доступа на автомобильную дорогу.

Пешеходная дорожка - размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

Пешеходный переход - обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу.

Площадки для аварийной остановки – уширенная часть обочины, позволяющая поставить неисправный автомобиль за пределы линии ограждений.

Полоса безопасности - специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

Полная ширина обочины – часть поверхности земляного полотна, включающая краевую полосу, укрепленную и грунтовую часть обочины и полосу для размещения ограждения.

Поперечный профиль - сечение автомобильной дороги,

перпендикулярное к ее оси, включающее проезжую часть, разделительные полосы, обочины, краевые полосы безопасности, дополнительные полосы движения и местные проезды, велосипедные дорожки, пешеходные дорожки и тротуары, удерживающие устройства.

Площадки отдыха - площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств, с целью отдыха водителей и пассажиров в пути следования.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Плотность движения – это число автомобилей на единицу длины дороги (обычно на 1 км).

Прерывистый поток - транспортный поток, регулируемый

светофорами.

Проектная скорость - скорость движения транспортного потока 85% обеспеченности, на конкретном участке проектируемой автомобильной дороге, при конкретных геометрических параметрах, в условиях свободного потока, в нормальных погодных условиях, по мокрому покрытию.

Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени, в одном или двух направлениях, в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях.

Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

Расстояние видимости - видимое водителю расстояние поверхности автомобильной дороги при движении по ней.

Расстояние видимости для остановки – расстояние, необходимое водителю, управляющему автомобилем с заданной скоростью, для остановки автомобиля при обнаружении видимого объекта на проезжей части дороги, включая расстояние, пройденное за время осмысления, время реагирования, а также тормозного пути.

Расчетное расстояние видимости - минимальное расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем неожиданно возникшего препятствия или опасности на автодороге или вблизи ее, которые могут создать помехи движению, осознания им этой опасности и степени угрозы, выбора, безопасной скорости и направления движения, начала и благополучного завершения требуемого безопасного маневра.

Расстояния видимости для принятия решения – расстояния, достаточные для времени опознания водителем дорожной ситуации на транспортном пересечении, принятия им решения и выполнения безопасного маневра, с учетом времени, необходимого другому автомобилю,

создающему угрозу дорожно-транспортного происшествия, для завершения начатого им маневра.

Расчетная скорость - скорость, для определения геометрических характеристик автомобильной дороги, при которых отсутствует

недопустимый риск дорожно-транспортного происшествия (безопасности дорожного движения).

Разделительная полоса - элемент проезжей части, разделяющий при помощи дорожной разметки или ограждающих устройств, встречные транспортные потоки.

Реверсивное движение - движение транспортных средств по одной или нескольким полосам, на которых направление движения может изменяться на противоположное.

Скорость движения одиночного автомобиля – скорость, с которой водитель управляет автомобилем, в условиях свободного потока, в благоприятных погодных условиях, при благоприятном состоянии покрытия.

Скорость 85% обеспеченности (V85) – скорость транспортного потока, с которой двигаются 85% автомобилей из состава транспортного потока.

Свободная придорожная зона - расстояние от кромки проезжей части дороги, необходимое для безопасного съезда с дороги, потерявшего управление автомобиля.

Светофорный объект – участок улично-дорожной сети, используемый конфликтующими транспортными и пешеходными потоками различных направлений, движение которых регулируется светофорной сигнализацией.

Состав движения - количество различных типов автотранспортных средств в общем транспортном потоке.

Стояночная полоса - укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

Точка доступа - любая точка, в месте которой можно съехать или въехать на автомобильную дорогу.

Техническая классификация автомобильных дорог - разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

Тротуар - инженерное сооружение, имеющее усовершенствованное покрытие, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.

Укрепленная часть обочины автомобильной дороги - часть обочины, имеющая дорожную одежду.

Уровень обслуживания - комплексный показатель экономичности, удобства и безопасности движения, характеризующий состояние

транспортного потока.

Основными характеристиками уровней обслуживания являются: коэффициент загрузки дороги движением, коэффициент скорости движения и коэффициент насыщения движением