13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
где S - расстояние видимости, м; tp - время реакции водителя, с по табл.13.1;
Кэ- эксплуатационное состояние автомобиля, принимается 1,4;
vp - расчетная скорость движения, км/ч;
- коэффициент продольного сцепления;
i0 - продольный уклон, ‰;
- расстояние до препятствия после остановки (принимается не менее 5 м).
Таблица 13.1
Категория дороги | Условие | |||
Ландшафтное проектирование | Безопасность движения | Боковая видимость | Оценка транспортной |
|
|
|
| ситуации на дороге |
Расчетное время реакции водителя, с | ||||
IА, IБ,IВ, II | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 5,0 |
Для частных случаев:
для дорог 1 категории при V=120 км/ч, tp = 2,5 с, =0,4, i0 = 0,04 требуемое расстояние видимости для обеспечения безопасности движения 260 м, то же при V = 100 км/ч требуемое расстояние видимости 192 м;
при V = 72 км/ч, tp = 1,0 с, =0,4, i0 = 0,04 требуемое расстояние видимости 83,6 м.
13.4. Оценку транспортной ситуации на дороге следует обеспечивать на подходе к пересечению, к участку с уменьшением числа полос движения, с опасностью образования заторов, с плохой ровностью покрытия, с искусственными неровностями на покрытии.
Высота глаз водителя Высота препятствия
над покрытием проезжей части над поверхностью дороги
h1=1,20 м h2=0,20 м
13.5. Минимальный радиус выпуклой вертикальной кривой по первому
условию определяют по формуле 13.2:
где Sп - расчетное расстояние видимости поверхности дороги, определяемое в соответствии с расчетной скоростью автомобильной дороги или участка дороги, по формуле 4.5;
h - высота глаз водителя над проезжей частью дороги (h =1,2 м).
13.6. Минимальный радиус выпуклой вертикальной кривой по второму условию определяют по формуле 13.3:
где Sпр - расчетное расстояние видимости препятствия на поверхности дороги, определяемое в соответствии с расчетной скоростью автомобильной дороги или участка дороги по формуле 11.1;
h1 – высота глаз водителя над проезжей частью дороги (h1 =1,2 м),
h2 – высота препятствия на проезжей части (h2= 0,2 м).
13.7. Радиус вертикальной выпуклой кривой для обеспечения одного и того же расстояния видимости по второму условию вдвое меньше, чем по первому. В этой связи, для более надежного обеспечения безопасности движения рекомендуется рассчитывать минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой по первому условию. По второму условию можно рассчитывать вертикальные кривые для дорог с разделительной полосой (исключение встречного движения при обгоне) при малом шаге проектирования (сильно пересеченный рельеф, населенные пункты, близко расположенные путепроводы) и съезды транспортных развязок. Пункт не правильный.
13.8. Минимальный радиус вогнутой вертикальной кривой определяется из условия обеспечения видимости поверхности дороги в свете фар автомобиля, двигающегося в темное время суток с расчетной скоростью, по формуле 11.4:
где Sп - расстояние видимости поверхности дороги;
h - возвышение центра фар автомобиля над поверхностью проезжей части, для легкового автомобиля h = 0,7 м;
а - угол отклонения пучка света фар, а=1.
Высота фар автомобиля над поверхностью дороги h3=0,70 м
13.9. Выпуклые и вогнутые вертикальные кривые следует проектировать, с учетом пространственного расположения трассы дороги.
Для каждого участка выпуклой вертикальной кривой, с учетом расчетной скорости и среднего продольного уклона, необходимо определять расстояние видимости по условию остановки.
13.10. Длины прямых вставок в продольном профиле следует ограничивать. Предельные значения длины приведены в таблице 13.2:
Предельные длины прямой вставки в продольном профиле
Таблица 13.2
Радиус вогну- той кривой в продольном профиле, м | Алгебраическая разность продольных уклонов, %о | ||||||||||
20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | |||||
Наибольшая длина прямой вставки в продольном профиле, м | |||||||||||
При расчетной скорости 120 км/ч | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
4000 | 150 | 100 | 50 | 0 | 0 | 0 | - | ||||
8000 | 360 | 250 | 200 | 170 | 140 | 110 | - | ||||
12000 | 680 | 500 | 400 | 350 | 250 | 200 | - | ||||
20000 | - | - | 850 | 700 | 600 | 550 | - | ||||
25000 | - | - | - | - | 900 | 800 | - | ||||
| При расчетной скорости 100 км/ч и ниже |
|
| ||||||||
2000 | 120 | 100 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
6000 | 550 | 440 | 320 | 220 | 140 | 60 | 0 | ||||
10000 | - | - | 680 | 600 | 420 | 300 | 200 | ||||
15000 | - | - | - | - | - | 800 | 600 |
13.11. При проектировании продольного профиля, в качестве основного, рекомендуется применять продольный уклон не более 30‰. На сложных участках наибольшие продольные уклоны не должны превышать значений, указанных в таблице 13.3:
Наибольшие продольные уклоны
Таблица 13.3
Расчетная скорость, км/час | Наибольший продольный уклон, ‰ |
120 | 40 |
100 | 50 |
80 | 60 |
60 | 70 |
50 | 80 |
40 | 90 |
Примечания:
1. В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м, допускается
увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.
Максимальные продольные уклоны на участке тоннелей не должны превышать значений, установленных СНиП 32-04-97.
При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям, наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰, на протяжении 250 м от портала тоннеля.
На участках кривых в плане с малыми радиусами наибольшие продольные уклоны следует уменьшать в соответствии с таблицей 13.3.
13.12. На участках кривых в плане малых радиусов, наибольшие продольные уклоны следует уменьшать по сравнению с нормами таблицы 1 ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм ГОСТ Р 52399-2005
Таблица 13.4
Минимальный радиус кривой в плане, м | 50 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог»,‰ | 10
| 15
| 20
| 25
| 30
|
13.13. На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл. 13.5.
При более длинных затяжных уклонах необходимо включать в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (20‰ и менее), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 13.5:
Таблица 13.5 | ||||||||
| Продольный уклон, ‰ | |||||||
Рельеф местности | 30 | 40 | 50
| 60 | 70
| 80 | 90 | |
| Предельная длина участка с затяжным уклоном, м | |||||||
Равнинный и слабохолмистый | 1200 | 600 | 400 | 300 | 250 | 200 | 150 | |
Сильно пересеченный | - | 1500 | 1200 | 700 | 500 | 400
| 350 |
13.14. Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения должно выбираться из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
13.15. На затяжных спусках с уклонами более 50‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км.
13.16. На дорогах в горной или пересеченной местности на затяжных спусках с уклонами более 50‰, перед кривыми малых радиусов, следует предусматривать аварийные съезды, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3