10. Расчетная скорость движения
10.1. Расчетная скорость движения служит для определения допустимых и рекомендуемых значений для большинства геометрических элементов, к которым относятся минимальные:
радиусы кривых в плане;
параметры переходных кривых;
параметры клотоид;
расстояния видимости;
радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых.
10.2. Расчетную скорость для проектирования дороги рекомендуется принимать по таблице 10.1.
Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог
Таблица 10.1
Класс дороги | Категория дороги | Категория рельефа тная скорость, км | ||
Равнинный | Пересеченный | Горный | ||
Расчетная скорость, км/ч | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомагистраль | IА | 120 | 120 | 90 |
Скоростная дорога | IБ | 120 | 120 | 90 |
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) | IВ | 120 | 110 | 80 |
II,четырехполосная | 120 | 110 | 80 | |
II, двухполосная | 120 | 110 | 60 |
10.2. При проектировании нового строительства и реконструкции автомобильной дороги в сложных природных условиях, на застроенных территориях и в районе ценных сельскохозяйственных земель, расчетная скорость движения может быть уменьшена, но не более, чем указано в таблице 8.2, при наличии технико-экономического обоснования, которое включает определение суммарных приведенных затрат за период жизненного цикла, включая затраты на строительство, инженерное оборудование и содержание дороги, автотранспортные расходы, потери от дорожно-транспортных происшествий и стоимость работ по охране окружающей среды.
Таблица 10.2
Класс дороги | Автомагистраль | Скоростная дорога | Автомобильная дорога | |
Категория дороги | IА | IБ | IВ | II |
Наибольшее снижение расчетной скорости, % | 30 | 35 | 35 | 30 |
10.3. Расчетная скорость не должна изменяться на протяженных, смежных участках проектируемой автомобильной дороги, в пределах единого типа местности, чтобы все геометрические элементы
проектируемой автомобильной дороги, на всем ее протяжении, воспринимались водителями, как неизменные.
Смена расчетной скорости на проектируемой автомобильной дороге может осуществляться только в случаях резкого изменения рельефа местности. В этом случае, такой переход должен быть осуществлен постепенно, с согласованием изменения фактических скоростей движения на смежных участках трассы.
10.4. Фактический режим движения транспортного потока по проектируемой автомобильной дороге отражает проектная скорость.
В качестве проектной скорости принимают скорость движения транспортного потока 85% обеспеченности, с которой на конкретном участке автомобильной дороги, при конкретных геометрических параметрах, в условиях свободного потока, в нормальных погодных условиях, движутся по мокрому покрытию транспортные средства.
Скорость 85-процентной обеспеченности – это скорость, ниже которой двигаются 85 процентов транспортных средств, в транспортном потоке, на проектируемой автомобильной дороге.
10.5. Проектная скорость V85 должна определяться за пределами «часа
пик», в условиях свободного потока, когда водитель имеет возможность выбирать скорость движения, только исходя из геометрии проектируемой автомобильной дороги.
Проектная скорость V85 представляет собой величину для контроля проектных решений геометрических элементов в плане и для расчета, относящихся к надежности геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей.
10.6. Скорость движения транспортного потока V85 (проектная скорость) отличается от расчетной скорости. На эту скорость следует рассчитывать элементы переходно-скоростных полос, элементы планировочных решений пересечений в одном и в разных уровнях.
10.7. При проектировании автомобильной дороги необходимо обеспечить равномерный и экономичный режим движения, по возможности с одинаковой проектной скоростью, на всем протяжении и в пределах отдельных смежных участков проектируемой автомобильной дороги, что должно достигаться за счет единообразной последовательности геометрических элементов и обязательного контроля проектных скоростей движения, на всем протяжении проектируемой автомобильной дороги.
10.8. Проектные скорости, по возможности, должны быть равномерными на всем протяжении проектируемой автомобильной дороги, за счет соблюдения требуемого соотношения радиусов кривых в плане.
Значение проектной скорости V85 на соседних участках проектируемой
автомобильной дороги не должны отличаться между собой более чем на 10 км/ч. В случаях, когда этот условие не выполняется, необходимо создать постепенный переход с одного уровня скоростей к другому, за счет изменения значений радиусов кривых в плане.
10.9. Для приближенных расчетов значение скорости движения транспортного потока (проектной скорости) допускается использовать формулу:
где D - укол кривизны кривой в плане в градусах; R - радиус кривой в плане, м.
10.10. При реконструкции отдельных участков существующих дорог, следует принимать во внимание параметры геометрических элементов сохраняемых участков. При существенной разнице в геометрических элементах, переходы от одного участка к другому подлежат тщательной проработке и должны обозначаться дорожными знаками.
10.11. Дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, могут применяться, как исключительная мера, без которой невозможно обеспечить требуемый уровень безопасности дорожного движения в конкретных условиях. Устанавливать ограничение скорости дорожными знаками необходимо на основе учета следующих факторов:
функциональной и технической классификация и типа рельефа местности;
значений проектных скоростей движения на конкретном участке дороги;
типа и плотность застройки придорожной полосы;
наличия пешеходного движения;
анализа данных об аварийности.
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3