14. Поперечный профиль
Поперечный профиль дороги необходимо проектировать с учетом обеспечения надлежащей безопасности и комфорта участников дорожного движения, при существующей или прогнозируемой интенсивности движения, в пределах расчетного срока службы.
Поперечный профиль автомобильной дороги состоит из проезжей части и обочин, разделительных полос, пешеходных и велосипедных дорожек, местных проездов и дорог, предназначенных для движения сельскохозяйственной и иной специальной техники.
Тип поперечного профиля назначается с учетом характера и интенсивности движения транспортных средств, пешеходов и
велосипедистов, класса и категории проектируемой автомобильной дороги и характера прилегающих территорий.
14.3. При проектировании поперечного профиля автомобильных дорог необходимо обеспечивать соблюдение габаритов приближения, установленных ГОСТ Р 52748—2007 и ГОСТ 24451-80.
14.4. Расчетные параметры и размеры проезжей части должны приниматься, в соответствии в принятой категорией проектируемой автомобильной дороги, которая зависит от зависит от назначения дороги, условий местности (рельефа, застройки окрестностей и т.д.) и общих технико-экономических аспектов.
Выбор категории предполагает:
внутреннее соответствие (однородность) характеристик придорожных объектов;
соответствие дороги ее восприятию участниками дорожного движения.
Размеры элементов поперечного профиля проезжей части,
разделительных полос и обочин автомобильных дорог, в зависимости от их категории следует принимать по таблице 14.1:
Размеры элементов поперечного профиля проезжей части, разделительных полос и обочин автомобильных дорог на подходах к крупным городам
Таблица 14.1
Параметры элементов дорог | Автомагис-траль | Скоростная дорога | Автомобильные дороги обычного типа, категории | ||
IA | IБ | IВ | II | ||
Общее число полос движения | 4 и более | 4 и более | 4 и более | 4 | 2 |
Ширина полосы движения для грузовых автомобилей, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3,75 |
|
|
|
|
Ширина полосы движения для легковых автомобилей, м | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Ширина краевой полосы у обочины, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,5 |
Ширина укрепленной части обочины, м | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями | В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 | ||||
Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м | 2,75 | 2,75 | 2,75 | 2,5 | 2,5 |
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м | 6,0 | 6,0 | 5,0 | 5,0 | - |
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м | 2 м + ширина ограждения |
| - | ||
Ширина краевой полосы у разделительной полосы, м | 1,0 |
| - |
Примечания:
В ширину разделительной полосы входит ширина полосы безопасности.
Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями устанавливается по ГОСТ Р 52289-2004.
Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем, при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать для автомобильных дорог категорий IБ, IВ и II до 1,5 м
По соображениям безопасности следует по возможности устраивать сбоку от проезжей части свободную от каких-либо препятствий зону минимальной шириной 3 м, а
также соответствующим образом отгораживать препятствия, которые находятся на слишком близком расстоянии от проезжей части.
14.5. Поперечные профили автомобильных дорог должн
соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1 - 6, где:
РП – разделительная полоса,
ПБ – краевая полоса (полоса безопасности) у разделительной полосы,
ПЧ – проезжая часть,
КП – краевая полоса у обочины,
ОБ - обочина,
УО – укрепленная часть обочины,
bогр – ширина ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004,
Рис. 14.2. Поперечные профили автомобильных дорог II категории с многополосной проезжей частью
Полосы безопасности у разделительной полосы и краевые полосы у обочин должны иметь такую же дорожную одежду, что и проезжая часть.
Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим. Прочность дорожной одежды на обочине должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.
14.8. Элементы поперечного профиля с покрытием, одинаковым с проезжей частью, могут иметь поперечный уклон такой же, как и проезжей части.
14.9. Количество полос движения на автомагистралях, скоростных и многополосных автомобильных дорогах, устанавливается в зависимости от расчетной интенсивности движения, исходя из исключения превышения нормируемого значения загрузки дороги движением, установленного ГОСТ Р Автомобильные дороги общего пользования. Классификация автомобильных дорог. Количество полос движения на автомагистралях, скоростных и других многополосных автомобильных дорогах следует определять по формуле 14.1 с округлением в большую сторону:
где n - количество полос движения;
Nприв - приведенная к легковому автомобилю расчетная часовая интенсивность движения в одном направлении, авт./ч.;
z - уровень загрузки движением, таблица 14.1,
P – максимальная пропускная способность одной полосы движения (для проектируемых дорог - расчетная, для эксплуатируемых дорог -фактическая) вычисляется в установленном порядке через максимальную пропускную способность, осредненные значения которой приведены в таблице 14.2:
Расчетные уровни загрузки дороги движением
Таблица 14.2
Порядок применения | Автомагистраль | Скоростная дорога | Автомобильная дорога | ||||
IА | IБ | IВ | II | III | IV | V | |
Расчетный уровень загрузки на конец 2010 года | 0,6 | 0,65 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Максимальная пропускная способность одной полосы движения
автомобильных дорог
Таблица 14.3
Проезжая часть, категория дороги | Пропускная способность полосы движения | |
максимальная, прив. авт./час | расчетная, прив. ед./час | |
Автомобильная дорога категории IА, IБ, четырех и более полосная проезжая часть с разделительной полосой, городская магистральная дорога скоростного движения | 2000 | 1800, 1600* |
Автомобильная дорога категории IВ, четырех-полосная проезжая часть с разделительной полосой | 1600 | 1100 |
Автомобильная дорога категории II, четырех- полосная проезжая часть без разделительной полосы | 1500 | 1000 |
Автомобильные дороги II-IV категорий, трех- |
|
|
полосная проезжая часть, городские | 1000 | 700 |
магистральные улицы со светофорным | ||
регулированием |
|
|
То же, двух полосная проезжая часть с шириной |
|
|
полосы движения: |
|
|
3,75 м | 9000 | 700 |
3,5 м | 8000 | 600 |
3,0 м | 7000 | 500 |
* пропускная способность одной полосы в зоне пересечений в разных уровнях (снижение пропускной способности вызвано наличием переплетающихся транспортных потоков). |
14.10. Для обеспечения расчетного уровня загрузки дороги движением и обеспечение тем самым расчетного уровня обслуживания движения, целесообразно стадийное развитие поперечного профиля дороги по мере роста интенсивности движения. Для этого необходимо иметь эпюру интенсивности движения за весь расчетный период (20 лет). При превышении расчетного уровня загрузки дороги следует принимать решения:
устранение причин, снижающих пропускную способность дороги;
повышение пропускной способности пересечений;
увеличение числа полос движения;
перевод дороги в более высокую категорию.
При поперечном профиле, ориентированном на 20-й год эксплуатации дороги, уровень загрузки дороги движением в t-ый год эксплуатации дороги (Zt) следует определять через расчетный уровень на 20-й год (Z20) по формуле 14.2:
где Z – уровень загрузки дороги движением; q - ежегодный прирост движения, %;
t – срок, на конец которого рассчитывается уровень загрузки дороги движением, лет.
Этот метод проектирования дороги малоэффективен, поскольку, во-первых, в условиях рыночной экономики невозможно установить ежегодный, в течение 20 лет, прирост интенсивности движения, зависящий от ежегодного прироста национального и регионального валовых продуктов. Во-вторых, эксплуатация дороги в течение больших из 20 лет будет при уровнях загрузки 0,01-0,3, что экономически не оправдывается. Более рациональным является метод стадийного развития дороги.
14.11. На кривых в плане радиусом 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, но при этом оставшаяся часть обочин должна быть не менее 1,0 м.
При недостаточной ширине обочин для размещения уширения проезжей части, с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна.
Величины полного уширения проезжей части на кривых в плане дорог следует принимать по табл. 14.4:
Уширения проезжей части дорог на закруглениях
Таблица 14.4
Радиусы кривых в плане, м | Величина уширения одной полосы движения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м | |||
8 или менее для автомобилей и 11 и менее для автопоездов | 13 | 18 | 20 и более | |
1000 | - | - | 0,20 | 0,30 |
800 | - | - | 0,25 | 0,30 |
600 | 0,20 | 0,25 | 0,25 | 0,30 |
500 | 0,25 | 0,30 | 0,30 | 0,35 |
400 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,45 |
300 | 0,30 | 0,40 | 0,45 | 0,55 |
200 | 0,40 | 0,50 | 0,60 | 0,85 |
150 | 0,45 | 0,55 | 0,70 | 1,00 |
100 | 0,55 | 0,65 | 0,80 | 1,50 |
90 | 0,55 | 0,70 | 1,00 | 1,60 |
80 | 0,60 | 0,75 | 1,15 | 1,75 |
70 | 0,65 | 1,10 | 1,25 | 2,00 |
60 | 0,70 | 1,40 | 1,50 | 2,50 |
50 | 0,75 | 1,50 | 1,55 | 3,00 |
40 | 0,90 | 1,75 | 2,00 | 3,50 |
30 | 1,10 | 2,00 | 2,50 | 4,50 |
Примечания:
1. В горной местности и при ремонте дорог допускается во избежание радиуса закругления по внутренней кромке размещать уширения проезжей части на кривых в плане с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.
Проезжую часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м, за счет внешней обочины, а остальную часть уширения следует предусматривать, за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.
Кромки проезжей части следует трассировать, по возможности, самостоятельно, независимо от оси дороги или устанавливать их положение, посредством двух составных, сопрягающихся между собой квадратных парабол, в виде S-образных кривых.
Длина отгона уширения для дорог всех групп категорий определяется по формуле:
где Lz – длина отгона уширения, м; i – величина уширения, м.
14.15. В стесненных условиях, при запрещении остановок автомобилей на обочине, необходимо устраивать площадки для аварийной остановки.
Площадки для аварийной остановки служат для съезда с проезжей части, остановки и стоянки автомобилей в аварийных ситуациях, временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей.
14.16. Площадка для аварийной остановки автомобилей располагается за пределами обочины дороги. Площадка для аварийной остановки должна вмещать не менее 2 легковых автомобилей или 1 крупногабаритное транспортное средство (рис. 14.4). Ширина площадки 2,5 м. Расстояние между площадками устанавливается в зависимости от интенсивности движения (таблица 14.5).
Рис. 14.4 Схема планировки площадки для аварийной остановки автомобиля
Расстояние между площадками для аварийной остановки автомобиля
Таблица 14.5
Расчетная интенсивность движения на одну полосу, прив. авт./ч. | Категория дороги | |
IА, IБ, IВ II, 4 полосы движения | II, две полосы движения | |
Расстояние между площадками для аварийной остановки автомобиля L, м | ||
Более 1000 | 500 | 300 |
менее 1000 | 1000 | |
300-500 | 500 | |
менее 300 | 1000 |
14.17. Площадки для аварийной остановки автомобиля на двухполосных дорогах должны располагаться вдоль дороги в шахматном порядке (рис. 14.5).
Рис. 14.5. Схема расположения на двухполосной дороге площадок для
аварийной остановки автомобиля L - расчетное расстояние между площадками.
14.18. На участках дорог с расчетной скоростью 120 км/ч, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигнет от расчетной перспективной 50% и более, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, следует предусматривать за пределами обочин устройство остановочных полос, длиною, достаточной для стоянки расчетного количества автомобилей, но длиною, не менее 50 м и шириной 3,0 м с конструкцией дорожной одежды, рассчитанной на осевые нагрузки от
стоящего транспортного средства. Остановочные полосы должны быть отделены от обочины ограждениями.
Дополнительные полосы предназначены для уширения проезжих частей на участках подъема, для разделения потоков быстро и медленно движущихся транспортных средств, с целью повышения безопасности движения и повышения пропускной способности участка дороги, за счет уширения проезжей части на участках подъемов со значительными продольными уклонами. Проектирование дополнительных полос на участках подъема следует рассматривать во взаимосвязи с проектированием плана, продольного и поперечного профиля дороги, проектирования пересечений и примыканий, а так же организацией дорожного движения.
Проектирование дополнительных полос должно обосновываться технико-экономическими расчетами, с учетами всех затрат за период жизненного цикла на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и затратами пользователей автомобильных дорог.
При проектировании проложения трассы автомобильной дороги следует прорабатывать варианты в плане и продольном профиле, требующие и не требующие устройства дополнительных полос, рассматривая, в том числе, варианты сокращения длины трассы с устройством более коротких участков с большими продольными уклонами и дополнительными полосами движения и варианты с удлинением трассы, но с малым продольным уклоном не требующем устройства дополнительных полос.
14.21. С целью повышения безопасности движения на участках проектируемой автомобильной дороги, где устройство дополнительных полос обязательно, продольные уклоны нужно назначать таким образом, чтобы участки подъемов были по возможности объединены, чтобы на коротких, так называемых «участках отдыха» между участками подъема единой дополнительной полосой.
14.22. Устройство дополнительных полос движения на участках подъема должно производиться, с учетом поперечного профиля проектируемой автомобильной дороги, уровня загрузки, интенсивность и состав транспортного потока, а на автомобильных дорогах с двумя полосами движения наличием участков предназначенных для обгона.
Необходимость в устройстве дополнительных полосах на участках подъема, следует проверять расчетами пропускной способности автомобильной дороги, с учетом заданного уровня обслуживания и оценки влияния фактической скорости движения большегрузных автомобилей на пропускную способность.
14.23. Дополнительные полосы движения на подъем следует предусматривать на двухполосных дорогах при интенсивности движения свыше 4000 авт./сутки (достигаемой в первые пять лет эксплуатации дороги) при продольном уклоне более 30‰ и длине подъема более 1 км, а при уклоне более 40‰ - при длине подъема более 0,5 км.
14.24. Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать равной 100 м, при интенсивности движения в сторону подъема до 2500 прив. ед./сут. и 200 м, при большей интенсивности движения. Отгон уширения проезжей части следует осуществлять на участке длиной, не менее 50 м.
Независимо от потребной длины дополнительной полосы между установленным положением ее начала и конца, на дорогах с двумя проезжими частями, она должна быть не менее 1500 м, а на дорогах с одной проезжей частью – не менее 500 м. В случае необходимости, длину следует продлевать за установленные границы начала и конца дополнительной полосы движения.
14.25. Если расстояния между следующими друг за другом дополнительными полосами, на дорогах с двумя проезжими частями менее
2500 м, а на дорогах с одной проезжей частью – менее 800 м, то по соображениям безопасности их необходимо объединить между собой.
При необходимости устройства нескольких следующих друг за другом дополнительных полос, следует применять сплошную дополнительную полосу.
14.26. Начало и окончание дополнительной полосы должно находиться на участках подъема вне зоны пересечений дорог.
Конец дополнительной полосы необходимо всегда располагать вне пересечений дорог, т.е. дополнительная полоса не должна заканчиваться в пределах пересечений, в виде исключения полосы из ширины проезжей части. Если окончание дополнительной полосы совпадает с границами зоны пересечения, то ее следует продолжить за пределы пересечения, и, по возможности, на расстояние 1000 м за пределы конца входной переходно-скоростной полосы.
Если начало дополнительной полосы попадает в пределы зоны пересечения, то его следует удалить от пересечения на расстояние, исключающее взаимное наложение указателей дополнительной полосы и порядка движения на пересечении.
В исключительных случаях, когда начало дополнительной полосы нельзя разместить за пределами пересечения, на участке между съездом и въездом, предусматривают уширение проезжей части с ее внутренней стороны. При этом начало отгона уширения проезжей части должно находиться непосредственно за конструктивно полученным направляющим островком, разделяющим проезжие части дороги.
14.29. Сужение проезжей части в окончание дополнительной полосы осуществляется посредством отгона левой кромки проезжей части. Длина отгона уширения в начале и в окончание дополнительной полосы должна составлять 60 м.
14.30. На однополосных автомобильных дорогах, уширение проезжей части производится посредством отгона правой кромки проезжей части.
14.31. Организацию движения транспортных средств, в границах дополнительных полос, осуществляется посредством установки дорожных знаков и разметки, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, в необходимых случаях - путем установки знаков, с указанием минимальных скоростей движения по полосам.
На дорогах с одной проезжей частью, на участке дополнительных полос, оба направления движения разделяются сплошной двойной линией.
На участках автомобильных дорог, проходящим по горной или пересеченной местности, на затяжных спусках, с уклонами более перед кривыми малых радиусов, расположенных в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км, следует предусматривать аварийные съезды параметры которых должны соответствовать ГОСТ Р 52766-2007.
Для информации водителей о расположении аварийного съезда устанавливаются дорожные знаки по ГОСТ Р 52290-2004.
Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении не менее 10 м.
Разделительные полосы автомобильных дорог на подходах к крупным городам, предназначены для разделения встречных и параллельных транспортных потоков, установки опор освещения, дорожных ограждений, защитных устройств и средств регулирования дорожного движения.
Центральная разделительная полоса служит для разделения, двигающихся во встречном направлении, транспортных потоков и состоит из полосы безопасности и пространства для размещения дорожного ограждения. Минимальную ширину центральной разделительной полосы следует принимать по таблице 3 ГОСТ Р 52399-2005
На центральной разделительной полосе, как правило, должно устанавливаться дорожное ограждение, за исключением широкой
разделительной полосы, достаточные для остановки автомобиля без выезда на встречные полосы движения.
При расчетной скорости свыше 100 км/ч, установка дорожных ограждений на разделительной полосе обязательна.
14.34. При проектировании центральной разделительно полосы, необходимо обеспечить минимальной расстояние видимости в соответствии с разделом 25 Методических указаний.
14.35. Полосы безопасности у разделительной полосы должны иметь такую же дорожную одежду, что и на проезжей части.
14.36. Поверхности разделительных полос, в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий, следует придавать уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине, для отвода воды следует предусматривать устройство специальных водоотводных сооружений. Разделительную полосу с шириной менее 5,0 м следует устраивать с дорожной одеждой:
при возвышающейся над проезжей частью разделительной полосой -аналогичной укреплению обочины;
при выделении разделительной полосы только разметкой - такой же, как и на проезжей части.
При устройстве разделительной полосы переменной ширины переход от меньшей ширины разделительной полосы к большей следует осуществлять со стороны обеих проезжих частей с отгоном не круче 1:30.
Разрыв в разделительных полосах следует предусматривать через 2-5 км для организации пропуска специальных автотранспортных средств и для проезда специальных машин и механизмов в периоды ремонта дорог. Длину разрывов следует принимать 30 м. В периоды, когда разрывы
не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
14.40. Поверхности центральных разделительных полос, в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно- климатических условий, следует придавать уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных водоотводных сооружений.
Центральную разделительную полосу с шириной менее 5,0 м следует устраивать с дорожной одеждой:
а) при возвышающейся над проезжей частью разделительной полосой - аналогичной укреплению обочины,
б) при выделении разделительной полосы только разметкой.- такой же, как и на проезжей части.
14.41. При устройстве разделительной полосы переменной ширины, переход от меньшей ширины разделительной полосы к большей следует осуществлять со стороны обеих проезжих частей с отгоном, не круче 1:30.
14.42. Боковые разделительные полосы предназначаются для отделения проезжей части основной дороги от местных проездов или от пешеходных и велосипедных дорожек, как правило, путем устройства разделительного газона.
Минимальная ширина боковой разделительной полосы должна составлять - 3,0 м для автомагистралей и скоростных дорог, и 1,75 м - для остальных дорог.
14.43. При устройстве водоотводных лотков с попеременным изменением на них направления продольного уклона, краевая полоса должна устраиваться постоянной ширины
14.44. Боковые разделительные полосы, как правило, должны быть озеленены. На участках, предусматриваемых к озеленению, ширина
разделительной полосы может быть больше минимальной. При этом следует учитывать необходимость обеспечения видимой зрительной связи между проезжей частью и пешеходной или велосипедной дорожкой.
14.45. На участках автомобильных дорог, на подходах к крупным городам, проходящим по территории населенных пунктов, могут предусматриваться бортовые камни, расположенные на расстоянии 0,5 м от кромки проезжей части, при соответствующем увеличении ширины краевых полос.
14.46. Высоту бортового камня следует принимать равной 0,12 м (на искусственных сооружениях - 0,15 м). Максимальная высота бордюра - 0,2 м применяется в тоннелях и для ограничения от проезжей части тротуаров и велосипедных дорожек, при отсутствии дорожных ограждений.
При наличии дорожных ограждений высоту бортового камня следует принимать не более 0,07 м., а в местах пешеходных переходов понижать.
Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м.
14.47. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Ширина поверхности земляного полотна автомобильных дорог на длине, не менее 10 м от начала и конца мостов и путепроводов, должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. Интенсивность отгона дополнительной ширины земляного полотна должна быть не круче 1:30.
Ширина земляного полотна автомобильных дорог на расстоянии не менее 10 м от начала и конца мостов и путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону.
Отгон дополнительной ширины земляного полотна должен быть не круче 1:30.
Поперечные профили дорог в пределах искусственных сооружений должны, как правило, соответствовать поперечным профилям на участках подходов.
14.50. При ширине проезжей части мостов и путепроводов, превышающей ширину проезжей части дороги, переход от ширины проезжей части дороги к ширине проезжей части моста следует осуществлять с отгоном 1:30.
При расположении на подходах к мостовым сооружениям защитных ограждений, их следует продолжать в пределах искусственных сооружений на том же расстоянии от габарита проезжей части.
Габариты мостов и путепроводов следует принимать с соответствии с ГОСТ Р 52748—2007.
14.51. При соответствующе экономическом обосновании, при интенсивном движении общественного транспорта, следует предусматривать выделенные полосы движения для общественного транспорта.
В этом случае, при определении пропускной способности и числе полос движения, для остальных видов транспорта следует определять без учета интенсивности движения общественного транспорта.
14.52. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта должны проектироваться и оборудоваться техническими средствами организации дорожного движения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
14.53. Для движения сельскохозяйственной и других видов специальной техники вдоль магистральных и распределительных автомобильных дорог, следует предусматривать параллельные автомобильные дороги, располагаемые на отдельном земляном полотне.
При проектировании поперечного профиля на участках дорог, где предусматривается устройство снегозащитных насаждений, следует руководствоваться ГОСТ Р 52766-2007.
Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать, в зависимости от числа полос движения и климатических условий по табл. 14.6.
Таблица 14.6
Категория дороги | Поперечный уклон, ‰ | ||
Дорожно-климатические зоны | |||
I, II и III | IV | V | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Автомагистрали, скоростные и автомобильные дороги с многополосной проезжей частью: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части | 20 | 25 | 15 |
б) при односкатном профиле: первая и вторая полосы от разделительной полосы | 20 | 20 | 15 |
третья и последующие полосы | 25 | 25 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Автомобильные дороги с двухполосной проезжей частью | 20 | 20 | 15 |
Примечание. На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 30‰, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами - 40‰ |
14.56. Поперечные уклоны обочин, при двухскатном поперечном Профиле, следует принимать, в зависимости от климатических условий и типа укрепления по таблице 14.7.
14.57. Если две соседние кривые в плане с виражом, но без переходных кривых, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее менее суммы длин отгонов виражей для этих кривых, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении. Если уклоны виража на этих кривых неодинаковы, должен быть предусмотрен отгон разницы уклонов виража на участке между кривыми.
| Таблица 14.7 |
Тип укрепления обочины | Поперечный уклон, ‰ |
Каменными материалами, обработанными вяжущими | 30...40 |
Гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами | 40...60 |
Дернование или засев трав | 50...60 |
Примечания: 1. Для районов с небольшой (менее 1.5 мес.) продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50...80‰. 2. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40‰. |
14.58. Ширина поверхности земляного полотна автомобильных дорог на длине не менее 10 м от начала и конца мостов и путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. Интенсивность отгона дополнительной ширины земляного полотна должна быть не круче 1:30.
14.59. При ширине проезжей части мостов и путепроводов, превышающей ширину проезжей части дороги, переход от ширины проезжей части дороги к ширине проезжей части моста следует осуществлять с отгоном 1:30.
14.60. Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать, в зависимости от числа полос движения и климатических условий по табл. 14.8.
Таблица 14.8
Категория дороги | Поперечный уклон, ‰ | ||
Дорожно-климатические зоны | |||
I, II и III | IV | V | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Автомагистрали, скоростные и автомобильные дороги с многополосной проезжей частью: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части | 20 | 25 | 15 |
б) при односкатном профиле: первая и вторая полосы от разделительной полосы | 20 | 20 | 15 |
третья и последующие полосы | 25 | 25 | 20 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Автомобильные дороги с двухполосной проезжей частью | 20 | 20 | 15 |
Примечание. На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 30‰, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами – 40‰ |
14.61. Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать в зависимости от климатических условий и типа укрепления по таблице 12.7.
14.62. Если две соседние кривые в плане с виражом, но без переходных кривых, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее менее суммы длин отгонов виражей для этих кривых, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении. Если уклоны виража на этих кривых неодинаковы, должен быть предусмотрен отгон разницы уклонов виража на участке между кривыми.
Таблица 14.9
Тип укрепления обочины | Поперечный уклон, ‰ |
Каменными материалами, обработанными вяжущими | 30...40 |
Гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами | 40...60 |
Дернование или засев трав | 50...60 |
Примечания: 1. Для районов с небольшой (менее 1,5 мес.) продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50...80‰. 2. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40‰. |
- Отраслевой дорожный методический документ
- Содержание
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Особенности проектирования автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 5. Габариты приближения
- 6. Особенности проведения экономических изысканий
- 7. Особенности прогнозирования интенсивности движения для автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 8. Расчетная интенсивность движения
- 9. Маятниковое движение
- 10. Расчетная скорость движения
- 11. Трассирование автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 12. Элементы плана автомобильных дорог на подходах к крупным городам
- 13. Элементы продольного профиля
- 13.3. Расстояние видимости для остановки рассчитывается по формуле 13.1:
- 14. Поперечный профиль
- 15. Пересечения с автомобильными дорогами
- 16.Переходно-скоростные полосы
- 17. Пропускная способность и уровни обслуживания
- 18. Мероприятия по повышению пропускной способности
- 19. Элементы обустройства
- 19.1. Дорожные знаки и устройства регулирования дорожного движения.
- 19.2. Дорожные ограждения
- 19.3. Освещение дороги
- 19.4. Остановки общественного транспорта
- 19.5. Стационарные пункты весового и габаритного контроля
- 19.6. Пункты взимания платы за проезд по платной дороге
- 20. Велосипедные дорожки и тротуары
- 21. Требования к размещению объектов дорожного сервиса
- 22. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
- 22.11. Рекомендуемые размеры пандусов приведены на рисунке 22.3:
- 23. Системы автоматизированного управления движением
- 24. Реверсивное движение
- 25. Расстояние видимости
- Приложения
- Пропускная способность автомагистрали с 4 полосами проезжей части
- Пропускная способность правого поворота с второстепенной дороги
- 5.4. При заданной продолжительности светофорного цикла продолжительность зеленого сигнала для каждой фазы рассчитывается по формуле 5.3:
- Расчет пропускной способности съездов при последовательном их расположении вдоль дороги
- Интенсивность движения выходного дня
- Пример расчета №1
- Пример расчета №3