logo
Книги Зеленцова / Спецгл

3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз

Уже сейчас необходимо комплексно решать вопросы, связанные с принципиально новым подходом в организации капитального ремонта двигателей на индустриальной основе. Он должен базироваться на создании крупных ремонтных заводов объемом в 15…20 тыс. ремонтов в год. Причем, учитывая количество двигателей, находящихся в эксплуатации, их возможный ресурс, процент поступления в ремонт и амортизационный срок их службы, число ремонтных заводов должно быть не более четырех – пяти на всю страну. Районирование их должно быть произведено с учетом наибольшей концентрации автомобилей с двигателями ЯМЗ и экономической целесообразностью доставки ремонтного фонда на заводы. Недостатки ремонта двигателей, присущие «подефектной технологии», могут быть устранены за счет создания принципиально новой организации производственного процесса ремонта деталей индустриальными методами по системе «принудительной ремонтной технологии». Она представляет собой законченный технологический процесс ремонта, предусматривающий наивыгоднейшую последовательность выполнения обязательных восстановительных операций деталей независимо от фактического количества дефектов на каждой отдельной детали. Это позволит максимально использовать при ремонте деталей технологию основного производства, так как большинство операций механической обработки, после восстановления базовых поверхностей деталей, будут аналогичны применяемым в основном производстве. Преимущество принудительной технологии перед подефектной весьма существенно. Она не требует тщательной дефектации деталей по всем пунктам возможных дефектов. Контролеру-дефектовщику в этом случае необходимо будет определить только пригодность деталей к восстановлению по отдельным основным параметрам. Это позволит не только существенно сократить число контролеров-дефектов-щиков, но и уменьшить площади ремонтного завода под дефектовочные отделения. При этом документация на контроль и сортировку деталей (ТУ) будет более конкретна и проста и не потребует высокой квалификации контролера. Например, для коленчатого вала двигателей ЯМЗ-236/238 основными критериями окончательной выбраковки являются наличие трещин, износ шеек более допустимого для перешлифовывания на шестой ремонтный размер, а также чрезмерное коробление. Годность блока цилиндров двигателей ЯМЗ-236/238 к восстановлению определяется не 23 дефектами, как по существующим ТУ, а лишь отсутствием трещин на постелях блока и межцилиндровых перемычках.

Характерной особенностью принудительной технологии является и то, что любой дефект детали восстанавливается обязательно и полностью. Например, для коленчатого вала двигателя ЯМЗ-236/238 при срыве резьбы одного отверстия крепления маховика ремонтируются все отверстия по единой технологии независимо от их технического состояния. При потере геометрических размеров хотя бы одной постели под коренной подшипник восстановлению подлежат все постели подшипников, причем метод ремонта должен предусматривать растачивание всех гнезд под ремонтный размер с последующей установкой вкладышей подшипников, увеличенных по наружному диаметру, и т.д. Учитывая все многообразие проблем, стоящих перед ремонтным производством, конструкторские и технологические службы ЯМЗ в настоящее время разрабатывают техническую документацию капитального ремонта двигателей на индустриальной основе с использованием прогрессивных направлений изложенной «принудительной» ремонтной технологии основных базовых деталей.