3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
Непрерывное развитие науки, совершенствование техники, технологии производства открывают новые способы и методы восстановления деталей и принципы организации технологии. Характерной особенностью становится возможность восстанавливать детали несколькими способами, применяя различные технологические процессы, оборудование, режим его работы, осуществляя ту или иную организацию производства [3, 4, 5].
Многообразие технологических процессов восстановления деталей предопределяет необходимость критического анализа вариантов для выявления их относительных достоинств, недостатков и выбора наиболее целесообразного. Целесообразность разработки новой технологии, выбора оборудования и организации производства устанавливают на основе комплексного анализа эффективности, который включает анализ технической, организационной, социальной и экономической целесообразности применения каждого варианта.
Анализ технической целесообразности вариантов технологии заключается в выявлении возможности восстановления деталей в полном соответствии с техническими условиями на ремонт. При этом должны быть обеспечены требуемая точность геометрических параметров детали, твердость материала и прочие показатели. Кроме того, оценивается надежность, долговечность деталей, сборочных единиц, восстановленных с использованием различных вариантов технологических процессов.
Анализ организационной целесообразности вариантов предполагает выявление возможности восстановления деталей требуемого уровня качества, заданного количества, в установленные сроки при существующей организационной структуре завода и его производственных участков. При сравнительной оценке определяют преимущества и недостатки сопоставляемых вариантов по длительности подготовки производства и производственного цикла, ритмичности производства и т.д.
Социальная целесообразность вариантов технологических процессов характеризуется комплексом таких показателей, как уровень механизации и автоматизации производства, рост квалификации работников, уровень их образования, энерговооруженность труда, степень охраны труда.
Комплексный анализ завершается экономическим анализом сравнительной эффективности вариантов технологических процессов.
Анализ сравнительной экономической эффективности вариантов технологических процессов позволяет установить величину экономического эффекта, который обеспечивается при применении того или иного варианта по сравнению с базовым.
Базовым называют тот вариант, с которым проводят сравнение. В качестве базового варианта принимают вариант, который является лучшим из внедренных ранее, т.е. вариант, обеспечивающий наименьшие народнохозяйственные затраты. При сравнении вариантов необходимо обеспечивать тождество по объему, качеству и времени производства восстановительных работ. Если по какому-либо варианту обнаруживается различие, необходимо проводить соответствующую корректировку результатов. При сравнении лучшим считается тот вариант технологического процесса, который обеспечивает наибольший экономический эффект, что равносильно максимальной экономии общественного труда.
В качестве критерия сравнительной эффективности вариантов технологических процессов ремонта деталей может быть минимум затрат на изготовление, ремонт и последующую эксплуатацию всей совокупности деталей, используемых на данном предприятии, т. е. должно выполняться следующее условие:
, (1)
где Qj – годовая потребность в деталях j-го наименования (j = 1, ... z); z – количество наименований деталей автомобиля, которые подвергаются ремонту; qр j – доля годовой потребности в деталях j-го наименования, которая удовлетворяется за счет ремонта; Sр j – затраты на ремонт и эксплуатацию отремонтированных деталей j-го наименования; qи j – доля годовой потребности деталей j-го наименования, которая удовлетворяется за счет их изготовления; Sи j –затраты на изготовление (стоимость запасных частей) и эксплуатацию деталей j-го наименования.
Обеспечение минимальных затрат на изготовление, ремонт и последующую эксплуатацию всей совокупности ремонтируемых деталей, а не j-й детали только определенного наименования, при восстановлении которой используется разработанная технология, обусловливается несоответствием минимума затрат на ремонт этой детали с минимумом затрат на ремонт и изготовление всей совокупности деталей, которые необходимы для ремонта автомобилей годовой потребности.
Несоответствие минимальных затрат объясняется ограниченностью производственных ресурсов, рабочей силы и т.п. Направляя ограниченные ресурсы в большем объеме на производство новых деталей, общество вынуждено ремонтировать детали по менее совершенной технологии и поэтому с большими затратами. Учитывая сложность использования критерия (1) при выборе наилучшего варианта технологического процесса ремонта детали, пользуются системой показателей, которые, по существу, характеризуют степень соответствия вариантов критерию. Сначала рассчитывают частные показатели экономического эффекта, а затем определяют общие показатели эффекта и сравнительной эффективности дополнительных капитальных вложений на улучшение технологии ремонта.
К числу частных показателей относят: снижение трудоемкости ремонта детали или рост производительности труда; снижение энергоемкости; снижение материалоемкости; сокращение потребности в производственных площа- дях и т.п.
Если лучший вариант технологии ремонта не удается выявить сравнением частных показателей, то рассчитывают общий показатель. В качестве общего показателя народнохозяйственного экономического эффекта часто используют показатель экономии на приведенных народнохозяйственных затратах, которые рассчитывают по формуле
, (2)
где S1 и Si – приведенные затраты на ремонт одной детали при применении базовой и новой технологии восстановления; Qi – годовой объем восстановления деталей по новой технологии в расчетном году в натуральных единицах.
Приведенные затраты S1 и Si представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли:
, (3)
где С – себестоимость ремонта одной детали; K – удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен – нормативный показатель эффективности капитальных вложений, равный 0,15.
Новая технология более эффективна по сравнению с базовой, если выполняется условие Эi > 0.
В тех случаях, когда новая технология требует увеличения капитальных вложений, а экономия обеспечивается за счет снижения себестоимости ремонта детали, выбор экономически целесообразного варианта осуществляется по условию
Ен < Ерi,
где Ерi – расчетный показатель народнохозяйственной экономической эффективности дополнительных капитальных вложений, определяемый по формуле
.
Показатель народнохозяйственной эффективности Ерi дополнительных капитальных вложений по новому варианту технологического процесса ремонта детали характеризует сравнительную экономическую эффективность дополнительных капитальных вложений.
Для сравнения вариантов широко используют показатель срока окупаемости дополнительных капитальных вложений, который представляет собой обратную величину показателя народнохозяйственной эффективности дополнительных капитальных вложений:
и ,
где рi – расчетная величина срока окупаемости дополнительных капитальных вложений; н – нормативный срок окупаемости дополнительных капитальных вложений.
Условие выбора нового варианта технологического процесса ремонта деталей в этом случае записывается неравенством рi < н.
В расчетах сравнительной экономической эффективности от внедрения в производство новых технологических процессов решающее значение имеют фактор времени, различие вариантов по часовой производительности и качеству восстановления деталей. При внедрении новой технологии, как правило, капитальные вложения на приобретение оборудования, технологической оснастки, строительство помещений и т.п. осуществляются в течение ряда лет и поэтому они носят характер долгосрочного кредита. В зависимости от длительности подготовки производства капитальные вложения различной величины «замораживаются» без непосредственной полезной отдачи необходимой народному хозяйству продукции и получаемой при этом экономии на затратах. Влияние фактора времени также проявляется и в том, что в результате роста производительности общественного труда изменяется величина стоимости оборудования и текущих затрат. В связи с указанным, при оценке сравнительной экономической эффективности вариантов необходимо вводить в расчеты затрат соответствующие коррективы. Приведение затрат к одинаковой часовой производительности осуществляется при помощи коэффициента
, (4)
где qi – часовая производительность восстановления деталей на проектируемом участке, на котором будет реализован i-й вариант технологического процесса; q1 – часовая производительность восстановления деталей на участке, который реализует базовую технологию; Qi и Q1 – соответственно годовые объемы ремонтов деталей по i-му варианту и по базовой технологиям; Тф – фонд времени использования оборудования.
Приведение разновременных затрат по вариантам технологических процессов осуществляется согласно «Типовой методике» при помощи следующих коэффициентов. Если затраты поздних лет приводятся к первому году эксплуатации участка по ремонту деталей по i-му варианту технологического процесса, то применяют коэффициент
, (5)
где t – число лет, отделяющих год затрат от года, за который они приводятся; Е – норматив приведения разновременных затрат, который рекомендуется принимать равным 0,1.
Если затраты ранних лет приводятся к первому году периода эксплуатации участка по ремонту деталей, то затраты корректируют коэффициентом , определяемым по формуле .
Кроме того, при расчете годового экономического эффекта от использования новой технологии учитываются повышение долговечности технологического оборудования и восстанавливаемых деталей, издержки эксплуатации и т.п. С учетом изложенного для расчета народнохозяйственного экономического эффекта рекомендуется следующая формула:
, (6)
где S1, Si – приведенные затраты по базовому и i-му технологическим вариантам на годовой объем ремонтируемых деталей; ti / t1 – коэффициент учета изменения срока службы деталей, восстановленных по i-му и базовому технологическим вариантам; ti и t1 – сроки службы деталей, восстановленных по базовому и i-му технологическим вариантам; – сопутствующие капитальные вложения потребителя при использовании восстановленных деталей по базовому и новому вариантам технологических процессов в расчете на объем продукции, производимой при помощи новой технологии;– годовые эксплуатационные издержки потребителя при использовании им деталей, восстанавливаемых по базовому и новому вариантам технологических процессов в расчете на объем продукции, производимой при помощи новой технологии.
При расчете приведенных затрат следует учитывать использование амортизационных отчислений по вариантам. Амортизационные отчисления на реновацию являются одним из источников финансирования капитальных вложений в народном хозяйстве. В связи с этим ежегодно в течение срока амортизации сумма капитальных вложений уменьшается и за период t ремонта деталей по i-му варианту она составит
, (7)
где Саit – капитальные вложения в t-й год, финансируемые за счет амортизационных отчислений на реновацию основных фондов по i-му варианту; Т – период работы участка по i-му варианту.
С учетом фактора времени, если сумма капитальных вложений поздних лет приводится к первому году производства, то капитальные вложения рассчитываются по следующей формуле:
.
На основании изложенного приведенные затраты за любой год периода восстановления детали по вариантам могут быть оценены по выражению:
, (8)
где Ci t – себестоимость ремонта детали по i-му варианту в i-м году; Ki t – капитальные вложения в t-м году при реализации i-го варианта технологического процесса; Тн – период строительства, приобретения, монтажа и наладки оборудования участка для ремонта деталей по i-му варианту.
В качестве лучшего варианта технологического процесса восстановления детали принимается вариант, для которого экономический эффект по величине будет наибольшим по сравнению с экономическими эффектами других вариантов при сравнении с базовым, т.е.
, (9)
где Эi 0 – максимальный годовой экономический эффект, соответствующий i-му варианту технологического процесса ремонта деталей.
- Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 2. Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве.
- Тема 2. Эффективность ремонта автомобилей.
- Тема 3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями.
- Тема 4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей.
- Тематический план дисциплины
- 3. Опорный конспект лекций
- 3.1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве
- 3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
- 3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве
- 3.1.3. Влияние транспортных расходов и цены материалов на стоимость авторемонтного производства
- Изменение коэффициента, учитывающего изменение себестоимости в зависимости от мощности авторемонтного предприятия
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
- 3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
- 3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
- 3.2.4. Технологические методы повышения производительности оборудования в авторемонтном производстве
- 3.2.5. Оптимизация показателей качества ремонта автомобилей
- 3.3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Уменьшение доли свободного конвективного теплообмена в моторных отсеках отремонтированных легковых автомобилей и автобусов при «переднем» расположении двигателей
- Совершенствование систем прогрева двигателей Раба-ман при ремонте автобусов «Икарус‑260», «Икарус‑280»
- Температуры прогрева двигателей ман (с)
- К вопросу оценки отношения хода поршня s к диаметру цилиндра d для автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия при восстановлении автомобиля с заменой силового агрегата
- Данные о теплоотводе от рабочего тела с учетом диаметра цилиндра d
- 3.3.4. Модернизация систем смазки при ремонте двигателей змз-402, змз-511 и других
- Содержание воздуха и газов в масле
- 3.3.5. Выбор материала для блоков цилиндров автомобильных двс при ремонте автомобилей с заменой двигателей
- 3.3.6. Совершенствование газовоздушных трактов автомобильных двигателей при ремонте автомобилей Газотурбинный наддув
- Инерционный наддув
- 1 И 2 кривые, характеризующие соответственно первую и вторую выпускные системы
- 3.3.7. Совершенствование систем охлаждения двигателей при ремонте автомобилей Расчет теплорассеивающей поверхности радиатора
- Совершенствование при ремонте работы воздухозаборников систем питания двигателей отремонтированных транспортных машин в условиях снегопада
- Аэродинамические характеристики «ветровой тени» кабин
- Объемное содержание снега (Уснега) в 1 м3 воздушного потока на высоте от уровня дороги (h) в метрах
- Оптимизация температурного состояния деталей отремонтированных силовых агрегатов автомобилей
- Влияние формы камеры сгорания поршневого автомобильного двигателя на параметры процесса сжатия в отремонтированных двигателях автомобилей
- Оптимизация параметров и условий работы систем смазки при регулировке двигателей змз, газ, ваз после их ремонта
- 3.4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей
- 3.4.1. Совершенствование режимов обкатки и испытаний дизельных двигателей типа ямз и КамАз
- Действовавший ранее и новый режимы приработки двигателей ямз-236 и ямз-238
- Режимы приработки двигателей при работе на дизельном топливе и с присадкой 2% алп-2 к топливу
- 3.4.2. Испытание и обкатка агрегатов турбонаддува дизельных автомобильных двигателей большого литража
- Режим испытания турбокомпрессора
- 3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз
- 3.4.4. Испытания синхронизаторов коробок перемены передач отремонтированных силовых агрегатов дизельных двигателей большого литража
- 3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз
- 3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
- 4. Контроль знаний
- Список рекомендуемой литературы