3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
Оптимальная продолжительность действия технологии ремонта деталей определяется темпами развития восстановительной технологии и особенно темпами научно-технического прогресса в области производства технологического оборудования для ремонта и поиска интенсифицирующих принципов организации производства. По мере развития техники и совершенства организации происходит замена используемых ремонтными предприятиями технологических процессов в связи с тем, что относительная полезность (эффективность) новых технологических процессов возрастает, в то время как относительная полезность прежних процессов для развития предприятия теряет силу. Последнее означает, что в течение срока действия технологии имеется период, когда она эффективна для развития предприятия и позволяет удовлетворить его потребность в ремонтируемых деталях с большей экономией общественного времени, чем при использовании других вариантов технологических процессов ремонта.
Замена технологического процесса сопровождается, как правило, сменой оборудования и перепланировкой участка по ремонту деталей, т.е. дополнительными капитальными вложениями. Поэтому для обоснования дополнительных затрат определяют срок действия существующей технологии или вновь разрабатываемого варианта технологического процесса исходя из оптимального решения вопроса.
Установить оптимальный срок действия технологического процесса можно двумя методами. По первому методу в качестве основного критерия при установлении оптимального срока действия технологии используют максимальные среднегодовые темпы роста производительности труда, которые достигаются за весь срок ее действия. По второму методу основным критерием при установлении оптимального срока действия технологии является минимальная полная себестоимость ремонта при эффективном использовании капиталовложений, что обеспечивает максимальный рост производительности общественного труда.
Исходя из этих соображений оптимальным сроком действия технологии следует понимать срок действия, который позволяет достичь максимального годового прироста производительности общественного труда за весь срок ее действия и удовлетворить потребности предприятия в восстанавливаемых деталях с наименьшими или допустимыми затратами общественного труда.
При установлении оптимального срока действия технологии на основе первого метода мы исходим из определения срока действия, соответствующего максимальным среднегодовым темпам роста производительности труда за весь период ее действия. Оптимальный срок действия технологии в этом случае определяют следующим образом. Из рис. 3 можно видеть, что за срок tC действия технологии обеспечивается наивысший среднегодовой прирост производительности труда. Для меньшего срока действия, чем срок tC, а также большего периода ее действия темпы роста производительности труда оказываются меньшими. Таким образом, можно констатировать, что за срок действия технологии темпы роста производительности труда изменяются, и имеется только одно экстремальное их значение.
На основании неравенства (19) выражение для определения среднегодового прироста производительности труда можно записать так:
. (24)
График функции (24) приведен на рис. 4. Для нахождения оптимального срока действия технологии необходимо взять производную и приравнять ее нулю, а затем решить уравнение относительноt:
.
|
Рис. 4. Изменение среднегодового прироста производительности общественного труда в зависимости от срока действия технологии |
После преобразований получим ,
откуда
,
или
. (25)
В тех случаях, когда определяют оптимальный срок действия одного из двух сравниваемых вариантов технологических процессов, используют следующие формулы для расчета:
коэффициент роста производительности труда (16):
;
темпы роста производительности труда j-го варианта за срок t действия технологии (17):
.
Если взять производную функции и приравнять ее нулю, то можно определить оптимальный срок действияj-го варианта технологического процесса:
.
После математических действий и преобразований получим
.
Обозначим
и подставим в равенство, после чего будем иметь следующее уравнение:
,
откуда
или
. (26)
По формуле (26) рассчитываем оптимальный срок действия j-го варианта технологического процесса при сравнении с базовым.
При установлении оптимального срока действия технологии на основе второго метода исходим из условия:
, (27)
где – экономия на себестоимости ремонта при использовании в производстве старой и новой технологии; – дополнительные капитальные вложения; Eн – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Условие (27) определяет экономический срок действия технологии, при котором соотношение между экономией на себестоимости старой и новой технологий и дополнительными капитальными вложениями при реализации новой технологии не должно быть меньше нормативного коэффициента экономической эффективности дополнительных капитальных вложений. Момент времени действия технологии, для которого расчетный коэффициент эффективности становится меньше нормативного, и является оптимальным экономическим сроком, так как последующее ее использование оказывается неэффективным.
Для установления оптимального экономического срока действия технологии все затраты следует рассматривать в динамике. Известно, что из-за износа оборудования с течением времени затраты на их ремонт возрастают. Величину затрат на все виды ремонта можно определить, используя следующие формулы:
, или , (28)
где А, а – коэффициенты, которые определяются по результатам математической обработки экспериментальных данных; b – показатель степени; t – время работы оборудования.
Рост затрат на ремонты оборудования по мере его старения оказывает влияние на себестоимость восстановления деталей. В связи с возрастанием этих затрат при прочих равных условиях себестоимость ремонта деталей будет также увеличиваться с увеличением длительности функционирования технологии.
Себестоимость ремонта деталей для любого момента времени t действия технологии рассчитывают по формуле
, (29)
где С – себестоимость ремонта деталей в первый год работы участка, реализующего данную технологию; а1 – параметр, который устанавливается экспериментально.
Технический прогресс в области технологии ремонта деталей вызывает постоянный рост производительности труда, хотя эти изменения и носят дискретный характер, тем не менее их можно с каким-то приближением интерпретировать как непрерывный эволюционный процесс, приводящий к снижению себестоимости восстановления деталей во времени. Рекомендуется следующая формула для определения полной себестоимости восстановления деталей с использованием новых технологических процессов:
, (30)
где – себестоимость ремонта деталей в первый год работы участка, реализующего старую технологию;– параметр, который определяется экспериментально.
Экономию на полной себестоимости в любой момент времени t от применения новой технологии по сравнению со старой рассчитывают по следующей формуле:
. (31)
Изменение себестоимости ремонта деталей по новой и старой технологиям приведено на рис. 5.
|
Рис. 5. Изменение себестоимости ремонта детали в зависимости от срока действия технологии: 1 – по старой технологии; 2 – по новой технологии |
При определении дополнительных капитальных вложений по вариантам технологического процесса ремонта деталей может иметь место одна из трех возможных ситуаций: цена оборудования в течение времени t возрастает, снижается или остается неизменной. Если цена оборудования меняется, то необходимо установить функции изменения стоимости оборудования от времени t. Принимая наиболее простой случай, когда стоимость машины остается постоянной в течение срока службы машины tC, можно определить дополнительные капитальные вложения следующим образом.
Сначала необходимо скорректировать стоимость оборудования по вариантам, используя для этого коэффициенты приведения разновременности затрат, производительности и срока их службы. Если обозначить капитальные вложения базисного варианта через К, а сравниваемого через Км, то дополнительные затраты при внедрении нового варианта будут состоять из суммы затрат на приобретение нового оборудования и убытков от неиспользования старого оборудования. Использование нового оборудования позволяет получить определенную экономию за счет сокращения затрат на ремонт. В связи с этим при определении дополнительных капитальных вложений следует сумму затрат уменьшить на величину сэкономленных средств за счет сокращения объема ремонтных работ технологического оборудования; и принимая во внимание линейный характер изменения амортизационных отчислений, остаточную стоимость заменяемого оборудования рассчитываем по формуле
, (32)
где K – балансовая стоимость заменяемого оборудования или стоимость оборудования в первый год эксплуатации; – срок службы оборудования;t – момент времени оценки остаточной стоимости оборудования.
Дополнительные капитальные вложения при переходе к обработке по новому варианту составят
или после подстановки вместо Сл t и Sp t их выражений из (28) и (32) получим
. (33)
На рис. 6 показано изменение капитальных вложений в зависимости от времени t, которое иллюстрирует формирование дополнительных капитальных вложений при замене старой технологии новой. Подставив в равенство (27) выражение для определения экономии на себестоимости ремонта деталей от применения нового варианта технологического процесса из равенства (31) и выражение для расчета величины дополнительных капитальных вложений из равенства (33), получим
. (34)
Рис. 6. Изменение дополнительных капитальных вложений при переходе на новую технологию: 1 – капитальные вложения по новому варианту; 2 – остаточная стоимость заменяемого оборудования; 3 – затраты на ремонт заменяемого оборудования; 4 – сумма капитальных вложении по новому варианту и остаточной стоимости заменяемого оборудования |
Уравнение (34) решается подстановкой разных значений t и вычислением коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений. Определенный по формуле (34) коэффициент эффективности сопоставляют с нормативным значением. Расчет продолжают до того года, пока расчетное значение коэффициента эффективности не будет равным или больше нормативного значения. Срок действия технологии, при котором обеспечивается равенство коэффициентов эффективности, и будет оптимальным экономическим сроком действия данной технологии. В уравнении (34) неизвестным является величина , которую рекомендуется определять как предельный срок действия технологии из-за морального износа формы. Предельный срок действия технологии, исчисленный с учетом морального износа первой формы, соответствует моменту времени, когда равенство затрат на воспроизводство нового оборудования и затрат на поддержание в работоспособном состоянии старого оборудования, т.е. соблюдается следующее равенство:
, (35)
где – себестоимость воспроизводства нового оборудования к моменту времени.
Многочисленные исследования подтверждают, что себестоимость производства машин и оборудования с течением времени снижается. Поэтому рекомендуется для определения себестоимости производства оборудования использовать зависимость следующего вида:
, (36)
где S0 – себестоимость оборудования в первый год его производства.
Используя равенства (35) и (36), можно записать
или
,
откуда
. (37)
За предельный срок действия оборудования можно принимать и плановые предельные сроки, если неизвестна зависимость (36).
- Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 2. Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве.
- Тема 2. Эффективность ремонта автомобилей.
- Тема 3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями.
- Тема 4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей.
- Тематический план дисциплины
- 3. Опорный конспект лекций
- 3.1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве
- 3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
- 3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве
- 3.1.3. Влияние транспортных расходов и цены материалов на стоимость авторемонтного производства
- Изменение коэффициента, учитывающего изменение себестоимости в зависимости от мощности авторемонтного предприятия
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
- 3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
- 3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
- 3.2.4. Технологические методы повышения производительности оборудования в авторемонтном производстве
- 3.2.5. Оптимизация показателей качества ремонта автомобилей
- 3.3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Уменьшение доли свободного конвективного теплообмена в моторных отсеках отремонтированных легковых автомобилей и автобусов при «переднем» расположении двигателей
- Совершенствование систем прогрева двигателей Раба-ман при ремонте автобусов «Икарус‑260», «Икарус‑280»
- Температуры прогрева двигателей ман (с)
- К вопросу оценки отношения хода поршня s к диаметру цилиндра d для автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия при восстановлении автомобиля с заменой силового агрегата
- Данные о теплоотводе от рабочего тела с учетом диаметра цилиндра d
- 3.3.4. Модернизация систем смазки при ремонте двигателей змз-402, змз-511 и других
- Содержание воздуха и газов в масле
- 3.3.5. Выбор материала для блоков цилиндров автомобильных двс при ремонте автомобилей с заменой двигателей
- 3.3.6. Совершенствование газовоздушных трактов автомобильных двигателей при ремонте автомобилей Газотурбинный наддув
- Инерционный наддув
- 1 И 2 кривые, характеризующие соответственно первую и вторую выпускные системы
- 3.3.7. Совершенствование систем охлаждения двигателей при ремонте автомобилей Расчет теплорассеивающей поверхности радиатора
- Совершенствование при ремонте работы воздухозаборников систем питания двигателей отремонтированных транспортных машин в условиях снегопада
- Аэродинамические характеристики «ветровой тени» кабин
- Объемное содержание снега (Уснега) в 1 м3 воздушного потока на высоте от уровня дороги (h) в метрах
- Оптимизация температурного состояния деталей отремонтированных силовых агрегатов автомобилей
- Влияние формы камеры сгорания поршневого автомобильного двигателя на параметры процесса сжатия в отремонтированных двигателях автомобилей
- Оптимизация параметров и условий работы систем смазки при регулировке двигателей змз, газ, ваз после их ремонта
- 3.4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей
- 3.4.1. Совершенствование режимов обкатки и испытаний дизельных двигателей типа ямз и КамАз
- Действовавший ранее и новый режимы приработки двигателей ямз-236 и ямз-238
- Режимы приработки двигателей при работе на дизельном топливе и с присадкой 2% алп-2 к топливу
- 3.4.2. Испытание и обкатка агрегатов турбонаддува дизельных автомобильных двигателей большого литража
- Режим испытания турбокомпрессора
- 3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз
- 3.4.4. Испытания синхронизаторов коробок перемены передач отремонтированных силовых агрегатов дизельных двигателей большого литража
- 3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз
- 3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
- 4. Контроль знаний
- Список рекомендуемой литературы